Собрали в одном месте навыки, необходимые в 21 веке. Эта тема является логичным продолжением анализа идей книги Школы будущего Кена Робинсона.

Карта навыков будущего

Несколько комментариев по этому поводу:

  • для анализа использованы данные Partnership for 21st centure learning, Всемирного экономического форума, исследования Института будущего (IFTF), Атлас новых профессий (Сколково-АСИ) и другие
  • первое, что бросается в глаза при попытке свести воедино все прогнозы – не унифицированность и размытость определений навыков. Создается ощущение, что авторы соревнуются в изобретении новых навыков, а не пытаются определить приоритеты. Там, где это было возможно, мы постарались привести данные к общему списку
  • очевидно прослеживается связь уровня целей и необходимых навыков, самый концептуальный Future Work Skills, список Всемирного экономического форума – управленческий, Атлас профессий – для специалистов

Выводы:

Как видно из сводной таблицы, чаще всего упоминаются: Критическое мышление и Креативность, а также Общение и Сотрудничество или все те же Four Cs of 21st century learning: Collaboration, Communication, Critical thinking, Creativity. Это ядро, абсолютный минимум, необходимый для выживания в 21 веке.

С нашей точки зрения, есть еще несколько навыков, которые даже еще более критичные, чем 4С.

Создание смысла (Sence-making)
FWS описывает этот навык как «способность определять более глубокое или важное значение того, что выражается». Это умение видеть храм, там где все видят только таскание камней. Это не просто смотреть за горизонт, это находить новое измерение, которое превращает хаос в стройную систему. Фактически, это навык выживания 21 века – или ты умеешь создавать смысл, или тебе придется потреблять суррогаты, которые тебе с радостью предоставят медиа. Нужно быть очень изобретательным и творческим в этом процессе, и в этом смысле, это Креативность 2.0

Выражение себя (Self-expression)
Этого навыка нет ни в одном списке. Но в ситуации толерантности мнений, отсутствия общепринятой универсальной Истины, умение корректно выразить свое мнение, донести свое состояние становится критически необходимым. Когда каждый человек становится важным, когда мнения каждого готовы выслушать (и чем более точка зрения отличается от общепринятой, тем более она ценна) умение выразить себя эффективно становится Коммуникациями 2.0

Слушать себя (Self-invention)
Этот навык является продолжением прошлого пункта. Нам придется изобретать себя каждый день, ежедневно решая: Кто Я? Попадая в противоречивые контексты и живя в ситуации непрерывной неопределённости, нужна будет невероятная ценностная гибкость. Когда ты можешь быть абсолютно любым, решить, кем быть, становится невероятно сложно. Этот навык про “жизнь – как портфель проектов”, про роли и сценарии, про выбор, про Критическое мышление 2.0

Быть хозяином (Show-running)
При ближайшем рассмотрении и участники всемирного экономического форума, и рядовые предприниматели хотят от сотрудников простой вещи – они хотят вовлеченности. От сотрудника 21 века ожидается не выполнение инструкций или трудового распорядка – этим займутся роботы. Работник 21 века – это свободный агент, присоединяющийся к интересным ему проектам, и относящийся к этому проекту как к своему собственному, принимающий все риски и возможности, и конечно, это Сотрудничество 2.0

Вот так у нас получается 4C 2.0 или 4S:

  • Sence-making (Создание смысла)
  • Self-expression (Выражение себя)
  • Self-invention (Слушать себя)
  • Show-running (Быть хозяином)

Как и любая модель, 4S позволяет сфокусироваться, определить среди множества важных и нужных наиболее важные и самые нужные.

Вопрос: что сейчас делается для развития 4S навыков? Где учат создавать смысл или прокачивают навык быть хозяином?

Мы, например, в Перелетной школе, очень сильно озабочены созданием смысла (вся наша программа это мощное взаимодействие с источником смыслов – Культурой). На ежедневной (!!!) основе у нас отрабатывается рефлексия и навыки понимания себя. В самой структуре пространства у нас встроено хозяйское отношение с возможностью действовать, пробовать, менять. Неотъемлемой частью урока является выражения себя при помощи искусств, движения, общения. Каждый сезон мы проводим большую работу, исследуя и изучая лучшие практики так, чтобы применить и реализовать их в новом сезоне. По возможности, мы стараемся делиться нашими наработками и успехами – уверены, что 4S модель навыков – важная часть этого процесса.

Источники:

Еще интересные статьи: