В рамках уже становящегося традиционным путешествия по интересным событиям лета мы поучаствовали в двух замечательных (каждый по своему) фестивалях: Жизниграде и Поляна. Оба события имеют много общего: они существуют уже более 10 лет, проводятся на открытом воздухе и собирают у себя людей, которым интересно новое и желание учится.

Жизниград посвящен духовным и телесным практикам, от расстановок до йоги, с перерывами на практическую телепатию и лекций по пранаеденью. В рамках детско-родительской программы фестиваля мы проводили Народные игры и Спонтанный театр, которые сами по себе те еще духовные и телесные практики, а при участии родителей просто дают небывалый просветляющий эффект:). Интересно прошел Спонтанный театр: в новых группах часто проявляется агрессия и враждебность к пришельцам (а такой обязательно в любом сюжете найдется). Но в этот раз все прошло до удивительного спокойно, миролюбиво и гармонично – то ли дети подобрались такие, то ли просто атмосфера и энергия фестиваля способствовали открытости и толерантности.
Мы активно работаем над проектом детского пространства в Гоа, поэтому на Жизниграде у нас была запланирована игра «Школа будущего». Но звезды были к нам очень благосклонны и поэтому получилось даже больше и лучше: сначала мы провели расстановку со Светланой Привальской, а потом еще и родительские посиделки на тему «Познания для детей» (опыт альтернативного и дополнительного обучения).

Расстановка на тему « Школа будущего»
Вообще-то эта идея лежала на поверхности: быть на одном из самых известных расстановочных фестивалей с участием наиболее авторитетных и опытных ведущих и не провести расстановку на тему образования было бы очень странно. Конечно, надо сказать отдельное спасибо Даше Приставкиной за помощь в организации этого события – мы даже и мечтать не могли, что расстановку будет вести Светлана Привальская, которая по этому поводу даже перестроила свое и так плотное расписание на фестивале. Как оказалось, тема школы и образования тоже очень близка Светлане Романовне, в начале нашей сессии она поделилась своим опытом в этой области, мы поговорили о том, что мешает организации школы и какие бывают удачные примеры школ (и как важно, чтобы люди, заинтересованные в школе, были объединены чем-то большим, чем желанием «выучить детей», как важно чтобы у них был духовный лидер). Много внимания было уделено вопросу, где должна находится школа будущего – должны ли это быть большие города или напротив родовые поместья, должна ли это быть Россия или это может быть где угодно.
Потом мы перешли собственно к расстановке.

Вначале, как это обычно принято на расстановках, были выбраны Школа, Дети, Родители, Предназначение школы и Дух Места школы (эко-поселение или Гоа) и их попросили занять места в расстановке.
Сцена 1. Родители прячутся от детей за школу
Сначала Дети и Школа встали напротив друг друга (как бы пытаясь вести диалог), а Родители выбрали место за спиной Школы (прячась от Детей). Дух и Предназначение стояли в стороне. Детям и Школе такое положение было достаточно дискомфортным.
Сцена 2. Родители объединяются с Детьми
Дети переходят к Родителям и они все вместе встают в партнерские отношения друг с другом во взаимодействии со Школой. Дети по-прежнему не чувствуют себя защищенными.
Сцена 3. Дети становятся детьми
Дети встают перед Родителями и наконец-то это положение становится комфортным для них. Родители остаются в партнерстве со Школой. Дух и Предназначение по прежнему не видят места для себя.
Сцена 4. Добавляется Мужское начало
По совету ведущего вводится Мужское начало, которое встает за Родителями и Школой (как бы наполняя их партнерство энергией) и вот теперь Дух может встать рядом со Школой.
Сцена 5. Выход на Предназначение
Все вместе (Дети, Родители, Школа, Место, Мужское начало) идут к Предназначению, которое радостно их принимает и освещает своим светом.

Конечно, получился очень жизненный сценарий: из традиционного положения дел, когда Родители сдают Детей в Школу, стараясь спрятаться от них и когда всем в этом сценарии плохо, мы должны сделать несколько важных шагов-метаморфоз:
— перестать прятаться от детей и вступить с ними в диалог
— позволить детям быть детьми, а самим быть их родителями
— быть партнерами со школой и даже более того, создавать школу и направлять ее (после этого, кстати, и место найдется)
— не забывать о больших целях и предназначении школы, не позволять образованию быть самоцелью

В общем все участники находились под большим впечатлением от увиденного и пережитого. Как-то сразу стали понятны сложные и казалось бы неразрешимые противоречия, которые мы обсуждали в первой части.

На такой высокой волне (да и опять же по многочисленным просьбам участников и опоздавших:)) мы решили провести родительские посиделки на тему «Познание для детей» на которых планировали поделиться и обсудить опыт собравшихся в вопросе выбора альтернатив образования. Прошли посиделки в очень интересном ритме: собралась небольшая группа родителей, которые либо сами что-то организовывали и проводили, или имеют намерения начать, и периодически подходили люди, которые участвовали буквально 5-10 минут, но за это время успевали либо затронуть какой-нибудь важный аспект или рассказать о каком-то своем интересном опыте. Удалось нащупать возможные точки соприкосновения и очертить направления будущего сотрудничества, так что мы остались очень довольны своим участием в этом фестивале.
Людей в этом году было достаточно много, но место под лагерь найти оказалось не очень сложно. Еду готовили на нашей чудо-инжекторной печке, купались в речке, ходили к роднику, парились в войлочной бане. Из программы успели побывать на кулинарных курсах кришнаитов, лекции по праноеденью, второму рождению, спонтанному рисованию,…. Конечно много чего не успели, как провести так и посетить, но как говорится – будет повод поучаствовать в фестивале еще раз:).

Отчет с Поляны опубликуем скоро!

Еще интересные статьи: