С точки зрения родителя существуют два критических фактора в деле передачи знаний, навыков и культуры вообще в неокрепший мозг молодежи: Учитель и Школа.

Насколько бы порочна и несовершенна не была бы существующая система образования, родитель верит, что хороший Учитель научит, привьет и обеспечит выполнение целевых показателей. Например Билл Гейтс считает, что качество работы учителей такая же важная проблема, как и борьба с малярией. И хотя сам великий и ужасный бросил учебу в колледже, он уверен, что если бы учителя работали хорошо, то в течении двух лет Америке удалось бы ликвидировать отставание от Азии, а в течении пяти лет обогнать всех в мире.

Как способ обеспечить независимость результата и качества обучения от личности и способностей конкретного учителя можно рассмотреть Школу. Правильная и хорошая школа не только обладает хорошей материальной базой, но обеспечивает правильный отбор учителей-исполнителей, их мотивацию и контроль качества работы.. Совсем как в бизнесе – зрелая организация и бизнес-процессы, не должны зависеть от исполнителей. Родители ищут «хорошую школу» или «хорошего учителя» и все это сильно напоминает индустрию моды — можно носить мировые бренды, отдавая дань их качеству и надежности, а можно обратиться к «своему» портному – который сделает все с учетом ваших особенностей и потребностей.

Как водится, существует третий фактор – сами Родители, которые могут взять и сделать все сами. Заниматься с детьми, составлять программу, выбирать методы, рисковать, в конце концов, с балансом отношения-результат. Как и во всяком кустарном производстве «для себя», удовлетворенность повышается, но требует вовлеченности в процесс и, что самое важное, приобретения новых навыков и знаний. Многие из ныне классиков шли этим путем – пробовали на своих детях и будучи сильно довольны и процессом и результатом, начинали продвигать метод «в массы». Естественными ограничениями этого способа являются довольно высокая стоимость (в первую очередь временные затраты, правда компенсируемая удовольствием от процесса), невозможность производить достаточно сложный продукт (так как нужна специализация и квалификация) и сложности приведения к общепринятым стандартам.

Сейчас актуально говорить о родителях как о заказчиках (потребителях образовательных услуг), жаждущих получить максимум результата за минимум затрат. «Кустарное» воспитание детей, кажется, ушло в прошлое, и те, кто пытаются возродить это «традиционное ремесло» чаще всего в меньшинстве, как обычно большинством не поддерживаемые и притесняемые. Качество (или лучше сказать ощущение) жизни как-то незаметно превратилось в уровень потребления и востребованности, а все остальное надо «доверить профессионалам» и «отдать на аутсорсинг«.

Все больше и больше родителей, тем не менее, поступают ровно наоборот – они видят в контакте со своими детьми, в участии в их жизни мощный ресурс для собственного развития. Это же подтверждают и прогнозы – одной из тенденций в ближайшие 20 лет будет DIY-культура (сделай это сам). Причем проявляться это будет не только в мире вещей, но и в первую очередь во всем, что касается информации и творчества.

Может показаться, что Учитель, Школа и Родители это отдельные дороги, и выбрав один путь, другие станут не доступны, но в действительности эти составляющие являются факторами, которые имеют разную степень важности в разных ситуациях и периодах, но тем не менее, оказывают влияние одновременно. Мне видится, что лет до 5-7 родители имеют наибольший вес. Потом, в школьном возрасте (где-то с 7 до 14), социальные контакты ребенка расширяются и углубляются, а значит, появляется много возможностей учится у других людей и строить свои отношения с ними. И здесь Билл Гейтс прав – хороший Учитель может значительно снизить шансы попасть в тюрьму. В «сознательном» (точней, в самостоятельном) периоде человек уже может реализовать свой выбор — система и школа выступают как некий способ инициации в определенную культуру и социальную группу. Раньше надо было убить медведя или украсть коня, а сейчас закончить ВУЗ. В принципе высшее образование не является единственным путем: есть еще армия, работа в крупной корпорации, предпринимательство, да много чего.

Образование не сводится к умению читать и прочим законам Ома, и родители легко могут расширить его содержание в таких областях, где учитель и школа бессильна. Читать может научить учитель, школа может дать путевку в жизнь, но отношение к себе и к своей жизни, ситуации «я не знаю», «я боюсь» или «мне не хочется»  — это то, что требует тесного контакта (точней, совместного проживания) и это то, что не возможно отдать на аутсорсинг.

Для того, чтобы шить для себя, нужно записаться на курсы кройки и шитья и купить швейную машинку (это традиционный путь — в современном прочтении скорей нужно вступить в ЖЖ-сообщество любителей шитья или группу В Контакте). Для того, чтобы «сделать самому» в образовании детей, пока существует не так уж много вариантов: вальдорфский детсад, семейные лагеря, домашнее образование — наиболее известные. Но спрос явно существует и предложение в виде соответствующей инфраструктуры и услуг несомненно будет появляться. А там глядишь и трудовая практика подтянется, и ребенок в офисе перестанет приравниваться к экстравагантному и неожиданному зверьку, несомненно вносящему разнообразие в течение офисной жизни, но тем не менее чаще мешающий и отвлекающий. Сейчас очень малое количество детей не конкурируют с работой своих родителей, большинству же приходится довольствоваться крохами родительского времени, остающегося после работы. А ведь они могли бы вполне гармонично существовать, учась сами и помогая взрослым, как это было когда-то, когда дети были «своими» в мастерских и торговых лавках.  И именно такое обучение совместно с родителями мне кажется наиболее перспективным и важным.

Еще интересные статьи: