Другие детские праздники

По следам родительских посиделок в Открытой Школе в Арамболе (Гоа): Я, если честно, не очень люблю явление под названием детские праздники.Вот вы, что представляете себе, услышав эти два слова, какие у вас ассоциации и ощущения связаны с ними? Далеко ходить не надо, стереотип праздника транслируется повсюду: радостные толпы, яркий свет, громкая музыка и счастливый и довольный человек на переднем плане. Образ свободы, счастья и контакта с другими людьми. Когда-то давно люди придумали карнавалы, купальскую ночь и праздник урожая. Эти праздники всегда знаменовали собой окончание каких-то периодов напряжения, служили своеобразным «выдохом» («выпуском пара» в индустриальной терминологии). В современном же мире «скоростей» и «эффективной утилизации человеческого капитала» принято иметь праздник каждый день, как говорится work hard – play hard. Праздник перестал быть «выдохом» и стал частью все того же напряжения и стресса. Что смешнее и печальнее, праздник отделился от остальной жизни, перестал быть тем, что переживают, и стал тем, что можно купить и заказать. Он превратился из Любви в «любовь за деньги», стал сексом, в котором остался один оргазм, и вычеркнуто все остальное. Вернемся к детским праздникам. Большинство праздников, на которые по служебной необходимости мне приходятся попадать, строятся по принципу, широко применяемому в супермаркетах: клиент должен двигаться с заданной скоростью по заданному маршруту, не отвлекаясь и не дай бог не скучая. Нет ничего более страшного для организатора праздника, если детский вердикт будет: «скучно!». Поэтому все просто из кожи вон лезут, чтобы дети на празднике были заняты, веселились и были поглощены процессом. Праздник — это место, куда детей приводят, не затрудняя себя вопросом, как вписывается все это напряжение и стресс в текущею жизнь ребенка. Не удивительно, что маленькие дети часто «капризничают» и...
7 принципов идеального образования

7 принципов идеального образования

Родить и обучить – что еще требуется от родителей? И в том, и другом деле диапазон решений в настоящее время очень широкий, так что выбрать есть из чего. С родами ведь как — для кого-то роддом с детской реанимацией и палатами-люкс недалеко от дома, для кого-то центр традиционного акушерства на берегу моря, кто-то больше верит в хорошую акушерку, а кому-то никто не нужен в этом семейном деле, кто-то же рассчитывает только на себя и чувство собственной гармонии. С образованием похожий набор вариантов: элитные школы, авторские методики, гениальные педагоги, домашнее образование и самообразование. Выбор обычно делается из доступных вариантов, понимания целей и наличия ресурсов. В конечном итоге, за каждой системой образования лежит определенная идеология и система ценностей заказчиков: родителей, общества, компетентного органа, да и еще кого угодно, только не самого ученика. Конечно это варварский пережиток, о котором человечество будет вспоминать с содроганием, вроде как сейчас вспоминаю о рабстве. Мы попытались представить, каким бы могло быть образование, заказчиком которого являлся бы сам ребенок. Принципы и идеи, как мы убедимся далее, не новые, но вполне достойные, чтобы быть реализованными в современном мире. Принцип 0 – Право выбора Образование стало частью социальной системы, как соцпособия, служба в армии и тюрьмы. Преподносимое как благо и общественное завоевание, оно в то же время является повинностью, отказ от которой не законен и наказуем. Но образование в современном мире больше похоже на веру и как когда-то церковь была отделена от государства, образование тоже должно стать независимым. Должен существовать выбор объема, способов и целей образования. Разнообразие и возможность выбора должны всячески поощряться и поддерживаться. Принцип 1 – Человек Открытого общества Все больше и чаще в самых разных областях,...

Дольто про образование

Сегодня цитаты из книги Франсуазы Дольто «На стороне ребенка» про образование: Не мешало бы пересмотреть полностью вопрос воспитания и образования ребенка в зависимости от его взросления как физического, так и умственного, и в соответствии с возможностью его коммуникации с внешним миром. И пусть каждый получает образование там, где хочет, и учится тому, чему хочет. Школа должна была бы стать местом, где взрослый предлагает ребенку завоевывать то, что ребенку хочется, а не заставлять его заниматься, когда у того нет никакого желания. И тогда взрослый, а не ребенок будет «записываться» на занятия: «Я приду во столько-то и на столько-то». Судя по всему, образование молодежи во всех зажиточных слоях общества происходило без участия школы; только клирики как самые бедные получали школьное образование у священников. Внутри касты жизнь познавалась через совместную со взрослыми деятельность и слушание их разговоров. Постепенно такая организация образования все больше и больше изживала себя, оттого что образование клириков не было тем образованием, что приобретается вместе с культурой, то есть тем, что входит в плоть и кровь молодого человека благодаря общению со взрослыми и с их друзьями. Ученики существовали таким образом, что только школа давала им что-то новое, а семья не давала ничего. Но что такое культура? Это встречи с людьми, ∙которые переживают то, чему учат. Однако, преподаватели не пе­реживают то, чему они учат. В процессе уроков, на которых в определенные часы присутствует целая группа, ни ученики, ни учителя не переживают предмета изучения. Это полное оскудение. В этом смысле креативность — художественного или научного порядка — присуща скорее не ребенку младше десяти лет, а подростку в переломном возрасте, сублимирующему свою неуравновешенность и отталкивающемуся от своего непосредственного окружения. На­против, первые десять—двенадцать лет...
На стороне ребенка

На стороне ребенка

Есть революции, которым только суждено еще случится, но их манифесты уже прибиты к дверям наших церквей. В современном мире человек все больше и больше ощущает свои силы и способность к выживанию без помощи остальных людей. Если раньше принадлежность к общине, жизнь за городской стеной, работа в крупной компании хоть каким-то образом увеличивали шансы протянуть еще десяток лет и успеть оставить потомство, то сегодня инфраструктура и техника рушат привычную общинную мотивацию – людям больше незачем общаться друг с другом, и потребность эта — лишь психологический рудимент. И тем не менее, чем больше становится независимым и сильным отдельный человек, тем острее для него встает вопрос смысла собственного существования и тем острее у него появляется потребность в контакте и общении с другими людьми. В общении не по необходимости, а общении как реализации смысла и творчестве. И именно про это пишет Франсуаза Дольто. — А ты, Франсуаза, кем ты хочешь стать, когда вырастешь? — Врачом-воспитателем. Моя первая встреча с идеями Дольто состоялась, как наверно и у многих других, в Зеленом доме. Мы зацепились языками с принимающей на тему подходов к развитию детей и оказалось, что основное в подходе Зеленого дома — это развитие через речь, слова и общение. Конечно прошло много времени, прежде чем я действительно стал понимать, что это означает. И возможно поэтому мне так долго не удавалось прочитать основную книгу Дольто, все получалось разве что урывками, во время визитов в Зеленый дом, или по каким-то цитатам в интернете. Но являясь большими поклонниками Зеленого дома это знакомство тем не менее было неизбежно:). В случае «На стороне ребенка» идеи, содержащиеся в тексте, имеют преобладающую ценность и над личной историей автора и над формой...
Зимовка с детьми на море

Зимовка с детьми на море

По итогам посиделок (да-да, полгода не прошло!) Зима – это прекрасное время. Особенно за городом и с повзрослевшими детьми. Но если холода вас застали в городе, если тяжелое серое  небо над головой наводит на печальные мысли, если необходимость одеваться и выйти на улицу для вас серьезное испытание, а сидеть дома, сдерживая напор детской энергии, испытание еще более суровое, то возможно вы созрели для зимовки. Прелести жизни с детьми на море среди пальм, улыбающихся людей, наслаждаясь каждый день солнцем и фруктами, трудно передать словами. А типичные страхи по поводу провести несколько месяцев вдали от дома – не более чем страхи. Если вы бывали за границей, где-то помимо российских вотчин, ездили «дикарем» или проводили лето на даче, то вы вполне можете «осилить» зимовку. Надеемся, что инструкция ниже вам поможет в планировании зимы. 10 простых шагов для зимовки на море с детьми 1. Выбрать страну Есть три «классических» места для зимовки с детьми на море: Дахаб – Близко, Есть родительско-детская тусовка, Красивое, но прохладное море, Пустыня Таиланд – Комфортно, Теплое море, Разнообразно, Виза всего на 2 месяца Северный Гоа – Теплое море с волнами, Родительско-детская тусовка, 6-ти месячная виза Есть еще МуйНе, но там волны несовместимые с детьми (зато там кайтинг и почти нет экстремальной экзотики) и Бали, но там нашей зимой — мокрый сезон (и волны достаточные для серфинга). 2. Получить визу В указанные страны чаще всего это не проблема. В Дахаб вообще «принято» ездить без визы, получая ее по прибытию и платя штраф за overstay. В Таиланд после двух-трех месяцев нужно будет выехать за новой визой в любую соседнею страну – Камбоджи, Малайзия или Лаос. В Индии виза дается в этом году...
Куда сходить с малышом

Куда сходить с малышом

Бывают «приятненькие местечки», а бывают места-явления, отношения к которым — маркер жизненной позиции родителей. Эти места стоит посетить хотя бы раз, чтобы открыть для себя новые горизонты. Итак, в  городе Москва это: Зелёный дом (или Зеленая дверца) Центр ранней социализации, основанный на идеях Француазы Дольто, где дети могут начать свой нелегкий путь по построению связей с другими людьми и даже коллективами. Незаменима как подготовка к детскому саду. Побывать там надо, хотя бы ради того, чтобы воочию увидеть, как можно говорить с ребенком. Возраст с 0 до 3 (4х) лет, Вход — свободный, оплата — на ваше усмотрение Подробнее: Московский Зеленый Дом (группа на Facebook) Зеленая дверца Свободная гимнастика на Динамо Настоящий гимнастический зал олимпийского уровня, отданный практически в полное распоряжение малышам. Сходить стоит хотя бы ради того, чтобы попрыгать всей семьей на батуте и вспомнить про радость движения. Возраст с «когда пополз» до 3х, Оплата — 300 руб с ребенка На карте Интервью с И.Б.Гурным, (или весь журнал) Baby-Contact Контактная импровизация для мам с малышами , где мамы танцуют, а малыши присоединяются по желанию — естественная среда для физического и внутреннего развития. Сходить стоит тому, кто соскучился по движению и хочет расширить диапазон вариантов контакта с ребенком. Возраст от 3 мес до 3х лет Подробнее: Baby-contact (ЖЖ-сообщество) Мягкая школа Детишки вместе с родителями в игровой форме осваивают базовые элементы силовых взаимодействий и философию единоборств. Масса контактных и игровых упражнений, обучающих поведению в стрессовых ситуациях, а также полезных, когда нужно «слить» лишнюю энергию. Возраст от 1,5 лет Подробнее: Мягкая школа, Маугли-школа (более семейный подход) Творческие мастерские Место, где встречаются люди, желающие научить, и те, кому хочется научиться. Много различного интересного творчества в одном месте, приятная...

О чем взрослый может рассказать ребенку?

Если вопрос «как» и «для чего» говорить с детьми достаточно хорошо освещен в литературе, то вопрос «о чем» менее популярен. Оно и понятно — по большому счету о чем говорить не столь важно, так как большую часть информации мы получаем не через слова. Именно поэтому младенцам можно петь колыбельные на совершенно любые темы, а малыши могут петь песни на выдуманном языке. Но с другой стороны, родители чувствуют себя получше и по-увереннее, если разговор идет на «полезные» темы, в которых они могут почувствовать свою вовлеченность в разговор (папы, которые разговаривали с «пузиком» поймут о чем идет речь:) ). Так о чем можно поговорить с детьми, что бы это было интересно вам обоим? О своем детстве, похожих проблемах и печалях, хороших и не очень поступках, самых счастливых минутах и неприятностях. Ребенку это интересно и нужно. А родителю такие рассказы помогут вернуться в прошлое и стать ближе к настоящему своих детей. О прошлом самого ребенка. О том, как он родился и рос. О первых достижениях и проказах. Рассказы “про маленьких” необыкновенно притягательны для детей любого возраста. В них отражаются внимание и любовь родителей и именно поэтому эти истории лучшее лекарство от ревности к младшим братьям и сестрам. О разных вещах и явлениях, обо всем, что попадается на пути или всплывает в родительской памяти. Об устройстве окружающего мира, что как работает, как это сделано, для чего это используется. Но постарайтесь не говорить о том, чего не знаете, вовремя признавайте свою неосведомленность. О том, что могло быть, если бы люди умели летать, на деревьях росли конфеты, все дни были выходными. Только важно сочетать свое критическое мышление с безудержными счастливыми фантазиями ребенка так, чтобы оно развивало,...

ЧаВо «Что такое семейный лагерь?»

Частые вопросы про наши семейные лагеря и наши ответы на них: Как выглядит типичный день в семейном лагере? Мы стараемся придерживаться естественного ритма: подъем с рассветом, взрослая зарядка (или индивидуальная практика) (пока дети спят), потом собираемся все на семейную зарядку, после нее — купаемся и идем завтракать. После завтрака — самый ответственный момент — собираемся на семейное мероприятие. Потом свободное время на обед, сон и прочие индивидуальные практики (типа сходить в город или написать пост), вечером, после ужина — «посиделки», детям — сказка, потом — шеринг и планирование следующего дня. Отбой — обычно по детям. Что такое семейное мероприятие? Семейное мероприятие — это совместное занятие участников лагеря. Основной целью семейного мероприятия является взаимодействие внутри семьи. Именно из этих соображений и выбираются темы: это может быть какой-то достаточно тонкий и кропотливый handmade — и тогда дети играют рядом, учась давать родителям личное время, а родителей это личное время выстраивать, это может быть активные игры, где взрослые и дети играют как равноправные участники, это может быть творчество, где каждый выражает свое, но родитель может выступить «экспертом» и научить ребенка. Как проходит семейная зарядка или «я пришлю ребенка на зарядку?» Участие в программе безусловно добровольное, но прежде чем «сдавать ребенка» подумайте о том, как ему тяжело будет участвовать без вас, когда остальные будут семьями. Зарядка обычно строится на игровых контактных упражнениях — и возможно это один из не многих способов получить так необходимый «телесный контакт». И еще — замечено, что формальное участие родителей, выливается в неучастие детей. Как проходит вечерняя сказка и шеринг? Дети любят сказки. А взрослые любят детей воспитывать. Каждый вечер мы разыгрываем сказку, в которой главные персонажи — дети, а сюжет берется из событий дня. В процессе...

10 дел, которые можно сделать с детьми на море

Если вы оказались с «детьми на море», то это не повод проявлять покорность судьбе в виде «копать песок» и «не травмировать ребенка просмотром достопремечательностей на солнцепеке». Всегда конечно есть вариант «сдать ребенка в анимацию» пока вы будете «наслаждаться солнцем и морем». Но что делать, если вы приехали не «отдохнуть друг от друга», а отдохнуть вместе? Чем заняться на море с ребенком, помимо «Докапать до воды, Построить замок из песка, Закопаться в песок, Вырыть глубокий колодец, чтобы достать до воды»? 1. Отправится в путешествие Вариантов масса — взять на прокат каяк или катамаран и сплавать на другой конец острова или на соседний пляж, раздобыть карту окрестностей и разработать маршрут для прогулки пешком вдоль берега. Самое увлекательное — это, конечно, комбинированное путешествие — и пешком, и вплавь, очень необыкновенное чувство — дойти до далекого берега, а потом поплыть за ближайшую скалу или соседнею бухту. 2. Заняться гимнастикой Универсальное дело для отдыха — это просыпаться на рассвете и делать зарядку или хотя бы пробежку по берегу. Если же сил и мотивации на такие подвиги не накопилось, то можно просто купаться перед завтраком, а перед этим делать игровую зарядку или контактные упражнения (всякие «коняшки», «щеночки» и прч.). Игры же на воде — отдельная большая возможность, отмечу лишь прыжки в воду с родителей (солдатики, бомбочки и даже сальто на 3/4 оборота). 3. Устроить эксперименты Это в квартире можно все намочить или заляпать, а потом долго сушиться и отмываться. На пляже игры с водой только приветствуется. Можно устроить сообщающие сосуды и фонтаны из подручных бутылок и трубочек. Можно поизучать оптику при помощи зеркал и линз — принести «голубую воду» из моря, попередовать солнечные зайчики, смешивать цвета и устраивать...

Рожденный предпринимателем

Ни для кого не секрет катастрофическая ущемленность детей в правах на труд. Но есть одна профессия, которая не зависит от предрассудков и трудовых распорядков работодателей, которая как раз находит возможности в существующем порядке вещей и сложившийся системе, создавая при этом дополнительную ценность, новые рабочие места, компании и индустрии. Эта профессия — предприниматель. Для того, чтобы начать работать в этой области, не нужны большие деньги, широкие связи или глубокие знания. По большому счету нужна смелость, умение принимать неопределенность и не бояться ошибок, а также изобретательность и некая доля упорства. Всего этого навалом у детей. Вы скажете, что и взрослым тяжело работать в этой области, что предпринимателей меньше 5% от всего населения, что это особый талант? Я считаю, что это талант, который теряется, как и умение плавать у грудничков, потому что не используется, и только 5% удается его сохранить и что взрослые боятся всего нового потому, что у них очень часто есть что терять. Дети в этом смысле в более выигрышном положении, ну конечно, если их окружение будет способствовать развитию ИХ талантов, а не талантов, нужных их родителям. Что можно сделать уже сейчас, чтобы помочь детям начать свое дело? Вот, что пишет про свое «тяжелое» детство «классический» предприниматель Р.Брэнсон: Моя мама была полна решимости сделать нас самостоятельными. Когда мне было четыре года, она остановила машину в нескольких милях от нашего дома и заставила меня искать дорогу домой через поля. Я безнадежно заблудился. Раннее воспоминание моей младшей сестры Ванессы связано с пробуждением темным январским утром, поскольку мама решила, что в этот день я должен поехать на велосипеде в Борнмут. Мама дала мне с собой несколько бутербродов и яблоко и сказала, что воду я найду...

Негры, женщины, дети,..

Жизнь явно становится лучше, нравы мягче, а общество терпимее. Вот раньше, например, негры считались наивными детьми природы, которые должны быть счастливы, если сыты и не биты. Или женщины — легкомысленные, воздушные создания, хорошо, что хоть между болтовней с подружками успевают присмотреть за детьми и домом. Зачем им избирательные и прочие политические права, зачем им равенство? Вот раньше дети были жестоко эксплуатируемы и лишены детства на стройках капитализма. Но счастье близко — вот вам и памперсы, и отпуск по уходу за ребенком, и детсады, школы, и даже ВУЗы. Зачем им политические права и экономическое равенство? Дети — цветы, мы их прячем от жизненных бурь, прячем от жизни, защищаем от нее, запрещаем к ней прикасаться. А что, если сделаем по другому? Дети — тоже люди 1. Государство устраняет дискриминацию по возрастному признаку и гарантирует равноправие детей. Они имеют право на труд и на его равноценную оплату. Они защищены законом от опасных условий труда (пусть хоть на основе рекомендаций Минздрава) 2. Огромный человеческий ресурс — Дети, начинает работать в экономике, увеличивая ВВП и культурную целостность нации и жизнеспособность человечество в целом. 3.??? 4. Профит Давайте разберем детали и критику: —Дети не обладают квалификацией и навыками, которые есть у взрослых, их никто не наймет. Негры — наивны, женщины — легкомысленны, дети не могут работать. Да, дети не смогут работать 8 часов в офисе, дети не смогут работать в шахтах, да и агрессивные переговоры им лучше не поручать (хотя многие мамы, наверное, не согласятся). Но негры играют в баскетбол и поют соул, женщины — делают несколько дел одновременно, а дети — умеют играть и придумывать. Так что вопрос найма — это лишь вопрос устранения административных барьеров и победы пост-индустриальной экономики, когда «воображение и смелость...

Чужие люди

Посмотрите на своего ребенка. А лучше возьмите фотографию времен его рождения и посмотрите на него. Вы его держите на руках, обнимаете, кормите и укачиваете.. А теперь знайте: с каждой секундой, каждым прожитым днем, между вами растет пропасть, и вы становитесь все дальше и дальше от друга. Сначала он был частью вас. Потом не  мог жить без вас, вашего тепла и присутствия. Но время неумолимо — и вот он уже сам хватает то, что интересно ему, встает и идет туда, куда хочет, ест то, что ему нравится, говорит то, что думает и живет так, как считает правильным. А вы со своими принципами, карьерой, имуществом, положением в обществе и воспитанием остаетесь в другом, вчерашнем мире. Я знаю только один способ, нет, не остановить расширение пропасти, но хотя бы иметь возможность иногда бывать на другой стороне. Это быть на стороне своего ребенка, постоянно и целенаправленно строить «мостики» в завтрашний день. Участвовать в его рождении (просто так будет легче — потом),  говорить с ним (хотя вам и не могут ответить «письменно и с печатью»), рисовать с ним каракули (а может и заодно научится рисовать самому?), водить его туда, где будет интересно вам обоим (а для этого возможно надо пересмотреть свои интересы), делать совместные открытия и делиться накопленным опытом. Это не значит, что ваши отношения будут безоблачны — рост всегда подразумевает кризисы и временные дисгармонии. Но кризисы проходят — оставляя новый совместный опыт. Да, это требует времени. Потребуется много работы над собой и с собой. Возможно ваша жизнь изменится сильней, чем вы планировали. Но результат — вы сможете остаться друг другу родными, интересными и понятными людьми. Стать же чужими — легко, просто ничего не делайте вместе, и уже к...

Родители как друзья

В некоторых культурах есть традиция называть своих родителей на Вы. С другой стороны — в некоторых офисах трудовым распорядком закреплено обращение сотрудников друг к другу на Ты (а это не так просто, как кажется — назвать на Ты человека, старше тебя в два-три раза, требует сноровки и практики). От того, как к тебе обращаются (на Ты или по имени-отчеству, «шепотом и на Вы»), очень сильно зависит, какие будут отношения, как легко будет передаваться информация и каким образом будут решаться конфликты. Офисные и родительские реалии удивительным образом пересекаются на установке «Родитель как начальник». Это так привычно, что кажется, что это единственно-правильно: Тот, кто старше, тот знает «как правильно», тот может уберечь от ошибок и «расхода материалов». Сотрудников Детей надо воспитывать, а иначе вырастет «черти-что». Да и вообще, «откуда ребенок может знать, как правильно»! Маленький тест Где ошибка в утверждении: «Родители жизнь прожили и плохого своему ребенку не желают»? Вспоминается эпиграф к Воспитанию свободой: Ваши дети -это не ваши дети. Они сыновья и дочери Жизни, заботящейся о самой себе. Они появляются через вас, но не из вас. И, хотя они принадлежат вам, вы не хозяева им. Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы, потому что у них есть собственные думы. Вы можете дать дом их телам, но не их душам, ведь их души живут в доме Завтра, который вам не посетить, даже в ваших мечтах. Вы можете стараться быть похожими на них, но не стремитесь сделать их похожими на себя. Потому что жизнь идет не назад и не дожидается Вчера. Мы, родители, привыкли воспринимать наших детей как часть себя. Ведь не может наша рука или нога не слушать нас, не...
Page 2 of 212