Тема Всеобщей Школьной Повинности окружена домыслами, слухами и наивными догадками. Порой кажется, что время остановило свой бег в этой области, замерло где-то между рабовладением и борьбой за всеобщее избирательное право. Но в действительности дела обстоят вовсе не так уж плохо:

  • Среднее образование в РФ обязательно, но при этом законны различные формы его получения: очное, заочное, семейное и их комбинации
  • Семья и родители играют основную роль в принятии решений в области образования, а не на школа, как это могло бы показаться
  • Образовательные отношения со школой возникают по инициативе родителей (точно так же, как возникают договорные отношения между поставщиком и заказчиком)
  • Школа обязана предоставлять свои услуги (в том числе и аттестации) — как обязаны продавать в магазине хлеб, вне зависимости от вашего стиля одежды и длины волос

Хорошо это или плохо, мы обсудим в другой статье, а пока предлагаем инструкцию, как действовать в существующей правовой ситуации.

Семейное образование, аттестация, заграницей

Ситуация 1.
Дано:  Вам нравится ваша школа (она рядом, она элитная, вы сами там учились,..) и вы хотели бы иметь возможность в нее вернуться.
Решение: Выбирайте заочную форму обучения, составляйте индивидуальный учебный план (или возьмите предложенный школой) и езжайте к солнцу и фруктам. Скорее всего, вам дадут заданий и будут ждать вашего возвращения для проведения аттестации.
Примечание: в конкретной школе, как и в аптеке, может и не быть нужной вам «услуги» — и тут уж вопрос «ориентации на нужды потребителя» со стороны руководства. Вы же всегда вправе обратиться к другим «поставщикам», коих сейчас вполне хватает и которые вполне могут идти вам на встречу и не просить за это денег (так как получают их от государства)

Ситуация 2.
Дано:  Вам не нравится школа и ситуация в образовании в целом
Решение: Выбирайте форму семейного образования (написав соответствующее заявление в органы местного самоуправления — управу района, контакты ищете на сайтах муниципалитетов или по запросу «местное самоуправление по району ХХХ») и езжайте к морю и пальмам. Вы можете заключить со школой договор на аттестацию, а можете не вступать ни в какие договорные отношения с образовательным учреждением вовсе
Примечание:  когда же, спустя много лет, загорелые и счастливые вы решите поучиться в обычной школе на очной форме, то потребуется аттестоваться (школе нужны основания для зачисления) — поэтому имеет смысл определиться в начале учебного года, вы согласуете со школой процедуру, сроки, критерии, а школа сможет оформить финансирование от государства

Ситуация 3.
Дано: Вы не в России и не планируете пока приезжать
Решение: Если права ребенка на получение образования соблюдаются, то вопрос информирования местных органов самоуправления вторичен, особенно, если у вас действительно не было возможности

Ситуация 4.
Дано: Ребенок отучился первый (второй, третий,..) класс, хотим поехать на зимовку, как это сделать?
Решение: самое простое для всех — согласовать отсутствие в школе (возможно, написать заявление), получить индивидуальный план и контрольные, и спокойно паковать чемоданы.  У школы могут быть веские причины не идти вам на встречу — тогда см. п.1. и п.2:)

Ситуация 5.
Дано: Скоро в школу — что делать?
Решение: в школу берут с 6,5 до 8 лет. Как вариант, можно отложить контакт со школой на год, а потом поступить во второй класс (или третий, четвертый,..) класс  сдав аттестацию экстерном.

Ситуация 6.
Дано:  Вы не готовы учить ребенка сами, в одиночку
Решение: Сейчас практически никто не учит детей в одиночку. Существуют курсы, кружки, секции, интернет-ресурсы, встречи анскулеров и дистанционные школы. Перелетная школа,  например, являясь образовательным сообществом, имеет большие возможности по степени вовлеченности и участия.

Частые Вопросы:
— а вдруг нами заинтересуются МЦКО, органы опеки, ювенальная юстиция и прочие органы и функции с непонятным назначением и сомнительными полномочиями?
конечно, важно оставаться в правовом поле и не бросать тему на самотек — определиться с формой образования, уведомить органы, регулярно фиксировать результаты образования. Функция же каждого органа, полномочия сотрудников определены законом и вышестоящими ведомствами. Как показывает практика, сигналы и обращения в вышестоящие органы в подавляющем большинстве случаев возвращает ситуацию в правовое поле

— а что, если «учились, учились и ничему не научились»?
было бы странно, если бы экзамены сдавали все и всегда. Академическая задолженность явление больше нервное, чем в действительности грозное. Задолженности нужно ликвидировать, в хронических случаях придется вернуться на очную форму. В Перелетной школе, благодаря вовлеченности родителей в жизнь сообщества, уровень знаний ребенка не является сюрпризом:)

— обязательны ли аттестации?
различаются итоговые (ЕГЭ и ГИА) и промежуточные аттестации. Формулировки закона прямо указывают на обязательность только итоговых аттестаций (при том, что не сдавшие получают справку и лишаются возможности продолжать обучение за счет государства), кроме того, косвенно указывается на необходимость аттестации при переходе в среднею школу. Промежуточные аттестации, их форма и частота вопрос взаимодействие со школой

Полезные ссылки:
Разъяснения директорам школ о формах получения образования
Толковая презентация по формам образования (особенно слайды 5, 12, 23) и про аттестации (слайд 29, 31, 40, 56)
— собственно сам закон
вести с полей (личный опыт СО Москва САО)
Записаться в 1й класс через госуслуги или Записаться в Перелетную школу (и узнать явки-пароли)

Еще интересные статьи: