Про программу Перелетной школы

Давно хотели рассказать про наше сокровенное, скрытое от посторонних глаз. Те, кто принимал участие в Перелетной школе и даже те, кто просто читал наши отчеты, с благоговейным восторгом и ужасом удивляются: как и откуда берутся все наши идеи, игры, проекты, занятия, мастерские и прочие интересности.

Ответ прост: у нас есть Программа.

Устроенна она так:

  • Эпоха: девять недель, посвященные определенной культуре (Древняя Греция, Древний Египет, Древний Китай,..). В течение эпохи тема культуры развивается и пронизывает все аспекты жизни в школе, синхронизируя и объединяя различные аспекты жизни нашего сообщества
  • Мировая Культура: первое занятие дня. Мы считаем культуру многомерным пространством смыслов, символов и образов, более широким и глубоким, чем просто искусство или мифы. На этом занятии мы учимся взаимодействовать с новыми способами жизни, узнаем себя и создаем новое – предметы, отношения, смыслы. Мы начинаем день с этого импульса, развивая и продолжая его на остальных занятиях в течении дняIQ, EQ, PQ, SQ в школе
  • Интеграция: темы уроков синхронизированы с темами эпохи. Например, на неделе Героев и легенд мы изучаем глаголы и их свойства, потому что Герой – это прежде всего Действие. Это активная неделя, поэтому потребность в выражении в словах своих действий и чувств возникает постоянно, и становятся очевидны и естественны такие абстрактные темы как время, род, число.
  • Разные каналы обучения: подвижные игры, рукоделия, эксперименты, квесты, тетради, диалоги, споры, размышления. Каждый урок обязательно состоит из Движения (и познания через Тело), Творчества (и правополушарного, интуитивного, целостного познания), Анализа (и интеллектуального, логического познания)
Мы считаем общеобразовательные предметы в первую очередь культурным явлением, как умение пользоваться вилкой и завязывать шнурки. Поэтому общешкольные предметы – это минимум, базис, Программа включает все темы, но не ограничивается ими.
  • Математика: тематически программа отталкивается от учебника Петерсон, но мы творчески переработали и выстроили блоки в соответствии с логикой культуры. Геометрия у нас гармонично развивается из Архитектуры, а начало Алгебры мы выводим сами экспериментальным путем, а потом проверяем в подвижной игре.
  • Русский язык: тематически базируется на учебнике Рамзаевой, но идеологически мы считаем изучение родного языка (а особенно его письменной формы) практикой самовыражения и самоосознания. Поэтому у нас много каллиграфии, сочинительства и анализа свойств языка. Умение писать это не просто инструмент, а творческий акт. Правила и орфограммы не имеет смысл заучивать, но очень интересно исследовать и экспериментировать с языком, нащупывая основы и выстраивая грамотность.
  • Литература: индивидуальный список. Наши занятия литературой больше напоминают занятия риторикой, логикой и этикой. Мы учимся работать с текстом и проживаем комплексные ситуации большой жизни, делая выбор и наблюдая его последствия
  • Окружающий мир: темы синхронизированы с учебником Плешакова, но разворачиваются особенными блоками (Земля, Небо, Люди и т.д.), позволяя глубже проникнуть в явление и найти в нем свои смыслы, области интересов и факторы мотивации. Отчеты с уроков⇒
  • Практика: ежедневно практикум самостоятельность, ответственность, умение преодолевать трудности, расти и двигаться к цели. Узнать больше⇒
  • Английский язык: ежедневно, творчески и весело. Много общения, движения и свободы. У нас две группы: начинающие (говорят и слушают) и продолжающие (пишут и читают).
  • Мастерские: после обеда, по выбору ребенка. Разумеется, согласуются с эпохой, раскрывая новые темы и слои. Самое важное в этой части: ситуация выбора и самоопределения. В одном классе могут собраться дети разных возрастов.
  • Осознание: ежедневно учимся рефлексии, осознаем свои успехи и достижения, отслеживаем движение к цели, корректно разрешаем проблемы и конфликты, получаем опыт “Я могу это изменить”

Уф-ф-ф!

Программа каждого сезона уникальна и не повторяется, собственно, как и настоящая жизнь.

Однажды мы посчитали, что на предсезонную подготовку (где определяются основные моменты и связи программы нового сезона) коллектив Перелетной школы тратит сотни человеко-часов. На работу с программой во время сезона времени тратится на порядок больше.  Так что это действительно уникальный, сложный и в тоже время красивый и увлекательный процесс, в котором принимают участие классные учителя,  родители, дети, ведущие занятий и мастерских.

программа Перелетной школы ориентирована в первую очередь на тех, кому не достаточно среднего образования, кто ищет новые горизонты для себя и своих детей, кто готов идти дальше, готов идти в своем направлении.

Программа Перелетной школы – это живой и естественный процесс, один из основных среди тех, которые происходят в нашем образовательном сообществе. Упрощение, уплощение, стандартизация, необдуманное применение готовых решений, учебников, методик – убивает и уродует его. Полноценная, а не формальная жизнь, детство и взросление, познание и развитие не возможны в рамках среднего и обычного. Поэтому программа Перелетной школы ориентирована в первую очередь на тех, кому не достаточно среднего образования, кто ищет новые горизонты для себя и своих детей, кто готов идти дальше, готов идти в своем направлении.

Расписание обычно выглядит так:

программа школы Гоа

 

Расписание дополнительных занятий смотрите здесь

Про программу можно почитать также в Частых Вопросах.