К моменту окончания эпохи Древней Греции все основные темы, затрагиваемые в Окружающем мире с 1 по 3 класс, мы прошли. Астрономию вынесли в отдельную мастерскую, которую ко всеобщей радости вела Камилла. Оставалась экология – которой в курсе Плешакова практически заканчивается каждая тема (природа – надо беречь природу, тело – надо беречь тело, машины – как от них уберечься, такая вот реальность и связь с ней). Тут тоже все получилось удачно – папа Ильи провел занятия по основам экологии.

Экспедиция с детьми - Хампи

В Перелетной школе мы особенно ценим возможность диалога разных точек зрения, а особенно возможность посмотреть на один и тот же предмет, одно и тоже явление с разных точек зрения. Поэтому с началом эпохи Индии пройденные темы получили новый ракурс – более реальный, связанный с окружающим миром вокруг (а не таким как мы его помним или видим на картинке) и более интегрированный (как и все настоящее), в котором многие темы переплетаются и рождаются одна из другой самым причудливым образом.

Поэтому мы делали песок из камня (попутно повторяя всю тему Земля), рисовали карту Индии и искали деревья-символы каждого штата (исследуя, коллекционируя, гуляя по окрестностям – чего нам стоило найти чудо-дерево Асна, символ Гоа!). Во время экспедиции в Хампи у нас было два занятия: ракурс Растения-Безопасность (искали похожие растения, пытались догадаться, какие растения опасные, нюхали, трогали, лазили) и ракурс Общество-Родина (ходили в крохотную индийскую деревеньку на 10 дворов, искали, кто там главный, пытались почувствовать, как живут люди и в конце концов получили приглашение в гости! Но это тема отдельного отчета).

Было две темы, которые наиболее выигрышно могли сыграть в теме Индии. Первая достаточно очевидная – специи.

Урок специй

Я был сам несколько озадачен богатством и разнообразием образцов, которые мне удалось собрать (при том, что цели набрать побольше не было совсем). В итоге, когда я пришел в класс с большим подносом, заставленным, точнее заваленным, пакетиками, баночками, бутылочками, да плюс еще корзинка с зеленью, плодами, кореньями, луковицами и стеблями, собравшиеся были явно заинтригованы.

Первый мой вопрос был банален – Что ценилось дороже золота в средние века? Тема золота и сокровищ популярна, поэтому ответы какое-то время крутятся вокруг бриллиантов и прочих минералов, пока не звучит версия Специй. Я рассказываю про гвоздику и купцов – в целом это интересно, но все начинают терять терпение, так как хотят уже начать что-то делать. Но я не сдаюсь (силясь проверить, что люди усвоили из темы Общество) спрашиваю, Почему специи так дорого ценились? Ответ про риски и логистические издержки рождается довольно быстро, но для полноты картины (а также для повторения вопроса про цену – что поделаешь, программа!) рассказываю про то, как сжигали излишки специй и весь город пах корицей. Всем идея сжигать специи нравится, но ответа, почему люди платили за аромат и вкус дороже, чем за еду совсем не очевиден. Напоминаю еще раз про баланс спроса и предложения, и рассказываю несколько версий причин спроса на специй – роскошь, качество жизни, война.

И тут мы почти готовы к практической работе – всем даю попробовать соль (как стратегический военный материал). Спрашиваю откуда она берется в магазинах и показываю большие кристаллы черной и розовой соли из Непала – нюхаем их и пробуем. После этого спрашиваю про вкусы (тема Тело) и открываю страшную тайну (которую сам узнал днем ранее на родительских посиделках) оказывается, в аюрведе различают целых шесть вкусов (вот он другой ракурс!). Пытаемся вычислить дополнительные вкусы, попутно рассуждая о причинах такого положения дел. Разумеется, находятся люди, которые в курсе аюрведы, поэтому переходим к сладкому. Всем нравится сахар, обсуждаем его происхождение и пробуем жевать сахарный тростник (а он вкусный и хрустящий, как конфета).

Переходим к острому – в наборе у меня три вида чили, самые смелые пробуют остроту. Спрашиваю (вспоминая тему Растений) откуда появился стручок и зачем он нужен? Обсуждаем части растения и начинается самая горячая пора – мечу на стол образцы. Сначала семена: перец, зира, тмин, фенхель, кунжут и горчица (попутно показываю масло и обсуждаем процесс экстракции), потом экзотические кардамон, бадьян, мускатный орех (тру на терке), попутно комментируя измельчение других специй и показываю кориандр – семена и порошок. Потом переходим к цвету – немного молотого чили (паприку тут не достанешь) и куркумы. Про последнее пытаемся догадаться, что за часть растения использована для этого – переходим к корням: показываю имбирь (нюхаем), лук и чеснок. Потом появляется корица и вопрос, что еще бывает у растений? Вспоминаем листья и цветы – показываю шафран, зелень (мяту, базилик, сельдерей, кинзу – присутствующая мама Вера с удивлением обнаруживает, что это тоже самое, что и кориандр) и сухие розмарин и орегано. Желающих пробовать зелень почти не осталось, предлагаю вспомнить про оставшийся вкус – и лижем лимон. Все устали, у всех разыгрался аппетит – поэтому домой идут проекты: Найти неизвестную специю (которой не было на занятии) и ее попробовать, Сделать классификацию специй (хотя бы нравится – не нравится) и добавить в любое блюдо подходящую специю.

Лабораторная работа по Окружающему миру

Вторая тема менее очевидна, но именно пребывание в Индии дает возможность для самостоятельного открытия, недоступное для «оседлой» школы. Я имею в виду времена года.

Урок Времена Года

Тема просто обязательно требует музыки и танца, экспрессии и вдохновения – так тому и быть, поэтому договариваемся с нашей учительницей музыки о совместном уроке.
Во время планирования мы всегда записываем в дневник сегодняшнею дату – поэтому спрашиваю какой сейчас месяц и что за время года. На дворе февраль, зима вроде как – наша волшебная Таня начинает играть Чайковского, я прошу начать рисовать зиму, стараюсь не давать много времени, так как мне важно первое впечатление, цвет, форма, символ. Таня переходит к весне, я продолжаю собирать готовые рисунки и раздавать бумагу для нового сезона, по ходу описывая что происходит в природе и в людях, про пробуждение природы и проталины. Вскоре год замыкается, и пока все заканчивают свои работы, я натягиваю веревку вокруг класса и начинаю новый год. Прошу принести мне зиму и мы вместе пытаемся определить что за месяц нарисован (заодно осваиваем названия месяцев) и повесить рисунки на веревку – в итоге получилась довольно внушительная круговая панорама года. Предлагаю желающим пробежаться “вокруг года”.

Потом наступает время сюжетно-ролевой игры – выбираем Солнце, Землю, Воздух, Воду, Королеву Растений и Короля Животных, оставшиеся – люди. Таня включает Вивальди, я рассказываю про Солнце и Землю, которая летит вокруг него, про то, что сейчас зима, как вода замерзшая и неподвижная, как ветер беспощадно дует, как прячутся животные и люди. Но потом Земля продвигается к весне – и Вода тает, а Растения оживают и люди появляются из своих укрытий и начинают посадки. Потом наступает лето, рассказываю, каким горячим становится Воздух и как Вода превращается в облака (что ставит Воду в тупик, но Ян старается показать это не очевидное событие), как Животные выращивают потомство и запасаются силами. И наступает осень – льет дождь, опять дует ветер (у Вивальди вроде это лето, но буйству и бесилову это не мешает) , Растения вянут, Животные прячутся, а люди собирают урожай. И наступает опять зима.

После этого садимся в кружок и я задаю сакраментальный вопрос – Почему наступает зима? Вроде в теории ответ известен многим, поэтому приносим глобус и прошу показать все на нем. Долго его носим вокруг Солнца – лето не наступает. Пытаемся приблизить Землю к Солнцу – становится теплей, но когда удаляемся для наступления зимы – в Гоа начинает идти снег. Ищем на глобусе Россию (снег есть) и Индию (снега нет) и пытаемся разрешить этот парадокс. Те, кто понял (а их не много) объясняют остальным про наклон оси, тропики и северный полюс. Я рассказываю про полярный день и ночь, и мы вместе смотрим, как это получается. Домой идет задание придумать новое время года (что живя в Индии совсем не сложно), а также вопрос, почему снег из России не долетает до Гоа.

Заканчиваем эпоху Индии прогулкой в близлежащую деревню (прогулка не первая, поэтому к нам там уже привыкли). По дороге я прошу всех увидеть Живое, Растение, Животное, Природное, Созданное человеком, Опасное и Безопасное. Прошу рассказать как одно связано с другим и как влияют друг на друга. На обратном пути прошу увидеть необычное и новое – не простое задание для того, кто прожил в Гоа уже несколько месяцев, но детское свежее восприятие плюс фантазия вполне справляются.

Конечно, занятия Окружающим миром – это только первый шаг в построении своей картины мира, начало создания карты, которая потом будет многократно дополняться и переделываться. И тем не менее, мне кажется важным не забывать, что карта не равна территории и разные углы зрения делают плоскость единым пространство, в котором возможен диалог, сотрудничество и творчество.

Учимся другой точке зрения с детьми

Еще интересные статьи: