Тема Красоты и Гармонии красной жирной линией проходит через всю эпоху Древней Греции – именно этот аспект древнегреческой культуры определяет ее дух и ценности. И если первые две темы мы еще только готовились, то именно с темы Муз и Искусств эпоха вступает в полную силу.

Уроки в Перелетной школе, Арамболь, Гоа

Красота и Гармония – это всегда про отделение лишнего и выражение главного момента Жизни, живого процесса и событий, застывших в произведении искусства. Поэтому первым делом мы отделяем Живое от Неживого (тема Искусственного, созданного человеком вернется чуть позже, после того, как мы обратим внимание на Человека, введем его в нашу картину мира).
Чем отличается Живое от Неживого? Для начала играем в известную игры – делим площадку на два царства: Живое и Не живое и в зависимости от того что называется перебегаем на ту или другую сторону. Как водится, интуитивно-понятное определение очень быстро доводится до своих границ, как предел вопрос: Живые ли камни? С его помощью мы проверяем наши определения Живого. Это то, что движется? Камни могут катится – кораллы никуда не двигаются. Это то, что ест и дышит? Бактерии не дышат, а камни могут впитывать воду – чем не питание? И если с камнями еще туда-сюда, то с Землей и звездами все запутывается окончательно. В итоге соглашаемся на зыбкости границы и на цикле развития Рождение-Жизнь-Смерть (попутно слегка касаемся темы Человек мера всех вещей). После этого, специально для третьего класса, задаемся вопросом Что нужно для жизни?

*хорошо было бы еще сделать карточки с примерами живого – неживого, которые потом можно было бы использовать на уроках английского.

Чтобы продемонстрировать многообразие Жизни и Живого начинаем сюжетно-ролевую игру Эволюция. Тут все практически с самого начала (пропуская правда астрономический этап – к которому мы обратимся в теме Земли) – солнце, камни, атмосфера, вода. Вдруг появляются Бактерии – слово новое и самые нетерпеливые вступают в игру в этой роли. Бактерии были главными много миллионов лет и съели газы из атмосферы и оставили кислород – но тут появились другие бактерии, которые умели есть и его (на сцену выходят еще персонажи). Что там у нас еще есть? Так ведь солнце стало видно – и тут появляются Водоросли, они умеют усваивать солнечный свет. Водоросли и Бактерии не воюют и живут относительно мирно. Но тут некоторые бактерии начинают есть других бактерий, появляются Хищники и побеждает тот, кто может двигаться – убегать и догонять. Еще чуть-чуть и появляются Рыбы (рыбами никто особенно быть не хочет – приходится обещать, что они могут есть Водоросли). Как водится, вскоре появляются рыбы, которые едят других рыб (сюрприз-сюрприз! На сцену выходит Акула и гоняется за Рыбой). Что делать? Как дальше жить? Первая мысль – есть акул, но в общем раскладе это ничего не меняет (Акула и Рыбы какое-то время спорят кто кого ест – приходится напоминать, про среду в которой происходит действо и не занятое пространство). Рисуем сушу и именно туда хочет убежать Рыба, но для этого ей нужно научится дышать в атмосфере – появляются Амфибии (короткая попытка вспомнить, кто это, и назвать представителей). Спрашиваю Водорослей не хотят ли и они на сушу и выбираем Грибы, Мох и Папоротник, заодно появляются Насекомые. Рассказываю, как хорошо им тут – пускай тут одни камни, зато много воздуха и солнца.

Переходим к размножению – обсуждаем проблему спор (у грибов) и икры (у рыб и земноводных) – требую придумать что-то для выживаемости потомства. Шаг к семенам и яйцам не дается легко, зато на сцене появляется Пресмыкающиеся, а значит динозавры. Динозаврами обычно хотят быть впечатлительные мальчики – начинается их эра. По замыслу тут должна была быть большая битва, но время поджимает и приходится задать вопрос про неосвоенное пространство – воздушная среда заполоняется Птицами (которых так просто не съешь, за исключением момента высиживания яиц). Деревьями, кустарниками и травой уже особенно никто быть не хочет, поэтому предлагаю решить проблему уязвимости яиц – решение живорождения приходит после нескольких минут задумчивости и вялого поедания друг друга. Итак на сцену выходят Млекопитающие (с трудом удерживаюсь от нравоучительного замечания на тему безопасности, выживания и необходимости учиться и осваивать новое).
Для возвращения к теме Красоты и Гармонии идем смотреть Home – где голос, полный тревоги и пессимизма рассказывает об экологическом балансе на фоне великолепных панорамных съемок. После этого квест на тему Принести живое (жертвами оказываются в основном деревья) и работа с тетрадями. Рисуем на выбор либо растение (разумеется, не обходится без курьеза на тему, чем едят растения) или карту живого мира (в основном старший класс, и эта часть не всем дается легко – пробуем разные типы схем классификации, в итоге задание остается на дом).
Спрашиваю: Где же на этой схеме Человек? После этого вспоминаем Красную книгу и получаем финальное задание найти музу в окружающей природе, в том, что они принесли – рисунки получаются в основном антропоморфные, вздыхаю, задаю вопрос Что красивого вокруг нас и с этим заданием урок заканчиваем.

Еще интересные статьи: