Обратить внимание на свое тело, взглянуть на него как на объект изучения довольно противоречивое мероприятие. С одной стороны, пройдя этот этап в младенчестве, мы привыкаем к телу, начинаем воспринимать как что-то данное и неотделимое от нас. Но с другой стороны, в этой неосознанной обыденности скрыта целая вселенная, удивительная и прекрасная и тотально определяющая наш взгляд на весь остальной мир. На этих темах старший (10+) класс отделяется от младших, формально по причине более глубоко прохождения темы в программе, но как оказывается в последствии, истинная причина — в другом восприятии своего тела людьми в этом периоде. В эпохе у нас Геракл и Олимпийские игры, поэтому лучшего момента для темы Тела и не придумаешь.Уроки в Перелетной школе - Окружающий мир в Древней ГрецииС младшим классом начинаем с игры Назови часть тела – называем, что есть у животных и человека (в основном для активизации словарного запаса и повторения темы млекопитающих). Находим много общего у людей и животных, но этот факт окружающих не сильно волнует, ощущение своей исключительности и выделености уже вполне прочно засело в головах. Потом мы выбираем добровольца, кладем его на наш чудесный стол-планшет и обводим по контуру. Теперь рисуем в этом контуре внутренние органы. Начинаем с вопроса: Какой орган главный? Продолжаем: Зачем человеку мозг? – разумеется, первый ответ «чтобы думать» разбивается контраргументом про наличие мозга у животных. Какое-то время говорим про тело как систему и организм, потом переходим к дыханию и сердцу (пытаемся не дышать и слушаем сердце друг у друга). Показываю палец и задаю риторический вопрос Живой ли он? с продолжением Дышит ли он? и Что ест? (потому что на самом деле наша базовая тема Витамины). Тема питания волнует (дело-то к завтраку) и ответы приводят нас к предназначению крови и разговору про белки, жиры, углеводы, минеральные соли и (наконец-то!) витамины. Загадываю загадки про водорастворимый С и жирорастворимый А (не пропали тренинги по здоровому питанию!) и под занавес даю задание нарисовать блюдо и расписать его питательные компоненты (большинство рисует пиццу).

В старшем классе мы посвятим телу и организму в три раза больше времени. Для начала проходимся по питанию – рисуем любимое блюдо и гадаем, как же пицца и макароны (а это разумеется были они) доходят до кончика пальца. После этого особенно уже ничего спрашивать не приходится – вопросы сыплются со всех сторон. Почему у нас слезы, Как становятся пьяным, Почему бывает больно? Вопросы пишу на доске и выбираю те, что про пищеварение (по хорошему надо было бы принести по корочке хлеба). Обогащаем словарь названием органов, опять говорим про белки, жиры, углеводы, но здесь уже упоминаем АТФ и аминокислоты (эти подробности не сильно впечатляют участников). Поступает вопрос про Как стать сильным – переформулирую его в тему мышц и задаю как задание на дом. Раз уж начали говорить про пальцы, переходим к теме Что нужно для жизни и вспоминаем дыхание. Перескакиваем на состав воздуха и на то, зачем телу кислород (обращаем внимание на внутренний огонь и ищем самое теплое место на теле). Рассказываю про эритроциты и переливание крови и под занавес раздаю вопросы на дом: Что такое нокаут и почему он происходит, Какие жидкости есть у нас в теле, Как мы видим цвет, и почему красное – красное.
На следующем уроке начинаем с нокаута (вопросы почему людям нравится бить друг друга и реплики про мышцы – записываем на доске). Опять показываю палец и двигаю им, спрашиваю Как я это делаю. Встаем и начинаем играть в Повтори движение. Всплывает тема нервов, спинного мозга и чувств. Переходим к вопросу про цвет и зрение, немного обсуждаем природу света и задаемся вопросом почему глаза находятся на голове. После этого рисуем глаз, рассматриваем зрачки друг друга, обсуждаем проблемы бронтозавров. После этого задаемся вопросом места Человека в природе. Согласия в этом вопросе нет, приходится действовать методом исключения, доходим до млекопитающих и остается вопрос Что делает человека Человеком. Быстро появляется вариант про умение думать и цивилизацию, от которой не далеко до царя природы. Переходим к самой вдохновляющей части – думаем о том, Как мы думаем. Пытаемся отрефлексировать роль чувств в этом процессе (как тут не вспомнить про Монтессори). Потом переходим к памяти, как отдельному этапу мышления и основному ресурсу внутреннего мира на котором уже появляется мышление – способность классификации, анализа и построения обобщений. Делаю замечание про крыс и обезьян и их возможностей на этом уровне – и спрашиваю Что может Человек дальше мышления? Что позволило ему создать цивилизацию и культуру? Ответ приходит в чисто греческом стиле – Возможность думать о том, чего нет. Воображение. На пути на завтрак еще немного обсуждаем те преимущества и сложности, которые есть у людей в связи с их воображением и немного затрагиваем принципы ненасильственного общения.
Крайний урок посвящаем теме Здоровья. Играем в Части тела – называем и показываем на себе по очереди. Периодически спрашиваю про функцию того или иного органа – если обнаруживается что-то новое (Для чего нужны почки?), неизвестное никому в классе, отправляю гонца узнавать подробности вне класса, благо как раз время открытия детского сада, вокруг полно взрослых. Потом говорим о здоровье и болезнях – понимаю, что познания в этой области не особенно обширны, поэтому прошу написать пять болезней. Задание оказывается сложным – предлагаю вспомнить про части тела и подумать, как они могут болеть. Обсуждаем по одной болезни из списка и пытаемся проклассифицировать причины болезней. Тема перекликается с безопасностью и ответственностью за то, что с тобой происходит. Совсем немного затрагиваем психосоматику и возвращаемся к списку. Теперь смотрим на него более уверенно – по каждому пункту спрашиваю: Как эта болезнь получается, можно ли ей заразиться и как не заболеть. Спрашиваю, что такое кашель (тема актуальная в этом сезоне) и обсуждаем, чем симптомы типа температуры и соплей опасны для тела. Наконец переходим к коронному вопросу жидкостей тела – список получается длинным, все нервно смеются (я же – само спокойствие без капли смущения – просмотр анатомического атласа при подготовке к уроку способствовал этому). Возвращаемся к здоровью, немного объясняю про гомеостаз, про иммунную систему и белые кровяные тельца (дописываем в список гной). На дом идет задание нарисовать классификацию частей тела в системы.

Еще интересные статьи: