Практически каждый родитель слышал про «мантессори», многие посещали занятия и некоторые имеют впечатляющие результаты (вроде самостоятельной уборки игрушек). Педагогика Марии Монтессори или система Монтессори стали нарицательными и практически отраслевым стандартом в области раннего развития детей. Статистика утверждает, что это самая популярная система, имеющая множество последователей и почитателей. В чем же секрет успеха? Действительно ли есть уникальные идеи, которые так привлекают «заказчиков» – детей и родителей, и которые должны быть применены в идеальном образовании. Или же это просто удачная бизнес-модель, наподобие Макдональдса и Амвэй?

«И ты должен постараться стать знаменитым. Ведь ты хочешь стать знаменитым?»— «Ни за что, — ответила я однажды, соскучившись на уроке, — я никогда не стану такой. Я слишком люблю будущих детей и не заставлю их учить наизусть еще одну биографию».

Идеи педагогики Монтессори

Нормальный ребенок. Капризный, непоседливый ребенок, не способный сосредоточиться на чем-то одном, разбрасывающий вещи и ломающий игрушки – это отклонение в понимании системы Мотнессори, а норма – это ребенок, тихонько занимающийся своим развитием, вежливо и терпеливо общающийся с другими людьми и собирающий свои игрушки после игры.

Если мы станем понимать свободу как предоставление детям возможности делать что угодно, в том числе – неправильно обращаться с предметами, которые их окружают, то в результате мы получим «свободное развитие отклонений», и анормальность каждого ребенка только усилится.

Но в наши дни понятие нормы очень расширилось, судить о нормальности или анормальности другого человека стало делом не благодарным и даже опасным. Сейчас люди стараются принимать друг друга. Все понимают, что люди (в том числе и дети) могут быть разными, у них могут быть различные жизненные ситуации, различные стартовые условия и среда обитания. Мир выбирает не норму, а разнообразие.

Среда по росту. Среда обитания ребенка должна быть адаптирована к детям и их потребностям. В условиях городов эта задача является очень актуальной и поныне.

Создайте для ребенка пропорциональную среду и позвольте ему там жить.

Но жизнь всегда сложней и богаче, чем искусственно созданная среда. В реальном мире почти не бывает однозначно правильного ответа и единственно правильного решения – в отличии от навыков работы в искусственной среде с материалами. Комфортность среды конечно важна, но гораздо важнее возможность что-то делать в этой среде и с этой средой по своему усмотрению. Ребенок все же способен изобрести больше способов использование материала, чем единственно верный.

Реальность вместо воображения. Жительница эпохи побелившего материализма, Мария Монтессори, вполне естественно осуждала различные сказки и импровизированные игрушки (типа палки в образе «лошадки»).

Разновидность воображения, считающаяся собственно детской и якобы творческой, — лишь спонтанная работа детского ума, помогающая малышам присвоить простым предметам особые качества тех вещей, о которых они мечтают, но получить не могут.

Взрослый в бедности смиряется, ребенок фантазирует. Однако это не доказательство развитого воображения, а свидетельство неудовлетворенного желания. Это не природный талант, а осознанная, ощутимая бедность. Конечно, никому и в голову не придет ради воспитания богатых детей отобрать у них лошадей и дать взамен палочки.

К примеру, новогодние персонажи. … Но как наши вымыслы развивают детское воображение? Это же мы фантазируем — не они. Они верят, но не фантазируют. Доверчивость действительно свойственна неразвитому существу, которому не хватает опыта, знаний о реальности, чей ум еще не научился отличать правду от лжи, красоту от безобразия, возможное от невозможного.

Доверчивость исчезает с появлением опыта и созреванием сознания. Образование способствует этому. И у целого народа, и у отдельного человека развитие культуры и ума приводит к уменьшению степени доверчивости.

Но то, что называлось “бедностью”, сегодня зовется «всегда хотеть большего» и «не останавливаться на достигнутом» – поэтому так часто мы видим успешных «троечников» и слышим про детей богатых родителей, которым «больше нечего желать», у которых отобран этот естественный импульс – получать желаемое в мечтах. Современному человеку практически ежедневно приходится оказываться в ситуации, когда его прошлый опыт не дает ему однозначного ответа, когда неопределенности и риска больше, чем порядка и иерархии, когда решение надо придумать и когда, ТВОЯ мечта дает больше, чем опыт всего человечества.

Учитель, которого нет. Из центра, вокруг которого вращается весь учебный процесс, который управляет всем и определяет все, взрослый перемещается на окраину. Его роль сводится к «быть ученым, который наблюдает чудо» и «слуги, который помогает своему господину, а не управляет им».

Слово «учить детей» в нашей школе почти запрещено. Дети в полном смысле учатся, т. е. учат себя сами.

Не помогать когда не просят – это одна из базовых культурных норм. Но несомненно роль учителя и воспитателя намного богаче и глубже, чем «опекун и хранитель среды».

Вещи вместо людей. С первого взгляда кажется, что все свое время питомцы Монтессори тратят на обращение с вещами, индивидуальную работу с материалом, вместо работы группах, свободного общения и игр на основе воображения. Но сама Мария Монтессори разбивает эту критику со свойственной ей последовательностью:

Они спрашивают: «Если малыши все делают в одиночку, где же тут общественная жизнь?» Но разве когда дети самостоятельно решают проблемы, хорошо себя ведут, строят доступные всем планы – это не проявления общественной жизни? Видимо, педагоги убеждены, что общественная жизнь состоит в том, чтобы усадить детей в рядок и заставить их слушать учителя. Но ведь это не так.

Навыки взаимодействия с другими людьми, уровень социализации, по ее мнению, определяется умением человека следовать некоторым нормам (наличием воспитания), а это в свою очередь зависит от развития воли и баланса между возбуждением и торможением. Которые так эффективно развиваются при занятии в среде, с материалом:).
В мире, где информация (которую нельзя пощупать), становится основным элементом среды, а эффективный обмен этой информацией является ключевым фактором успеха, коммуникативные и креативные навыки важны как никогда ранее. Занятия по системе Монтессори не предполагают речевых воздействий взрослого: речь и ребенка и взрослого должна быть сведена к минимуму. Материал разработан таким образом, что ребенок сам может увидеть свою ошибку, а длинные объяснения лишь запутывают его. Общение с «коллегами» тоже достаточно регламентировано – как в офисе, «разговоры только по делу»:).

Таким образом, при более внимательном рассмотрении, в системе Монтессори мы обнаруживаем важную, но практически единственную инновацию: возвращение вещей в школы. До этого они были изгнаны и замещены словами учителей, Монтессори же «изгнала» учителей и дала детям много интересных «штук». Однако, этого явно не достаточно. Что так же особенно ценно и что, к сожалению, практически всегда упускается из виду, так это то, что все свои материалы педагоги выдумывали и изобретали сами, а не покупали по каталогу в «далеком китае». Более того, было бы идеально, если бы в этот процесс создания среды были включены родители и сами дети.

С точки зрения принципов Идеального образования классическая система Монтессори: Принцип 1 (Человек Открытого общества): Не Идеальна (за нормализацию) Принцип 2 (Новое Детство): Полезна (за этапы развития ребенка) Принцип 3 (Learning by Living): Не Идеальна (скорей это среднее между Learning by doing и Learning by Feeling) Принцип 4 (Общаться и творить): Не Идеальна (за воображение) Принцип 5 (Agile education): Полезна (за развивающею среду) Принцип 6 (Другой Учитель): Не Идеальна (за обеднение роли учителя) ____________________________________________________________ Итого: 2 из 6

Так почему же методика Монтессори так популярна?

В первую очередь, «монтессори» соблазнительно проста и понятна для родителей: делать ничего не надо – ребенок учится и развивается сам, пособия – качественные, дорогие и их много. Предлагаемый «нормальный» ребенок очень удобен для родителей – молчит себе тихонечко в уголке, не пристает, не шумит, и еще и игрушки за собой прибирает. Современные «монтессори-бизнесмены» продают «раннее развитие» и «свободную среду» – что конечно импонирует демократичным и успешным родителям.

При этом сами поклонники подхода «монтессори» признают катастрофическое состояние в области реализации этой системы – упомянутые тысячи школ, садов и центров имеют только одну общую черту – монтессори-материалы. В остальном название «монтессори» практически ничего не гарантирует и не позволяет родителям рассчитывать на определенный стандарт качества. В «чистом» виде система практически не встречается – это всегда «элементы» и «развитие идей». Несомненно, существуют хорошие образовательные учреждения, с «монтессори» в названии, но их процент не выше, чем в других системах.

Еще интересные статьи: