Закончив с пространством Человек-Природа, переходим в область Человек-Человек. Программа включает немного социальных тем, но преобладание экономики видно невооруженным взглядом, особенно в третьем классе. Поэтому разделение старшего и младших классов сохраняется. С точки зрения эпохи (Сократ, полис, демос) логично было бы сделать упор как раз на социальном – немного поразмыслив, определяюсь, что лейтмотивами будет договор и частная инициатива.

Эпоха Древней Греции в Перелетной Школе, Гоа 2014

В младших классах урок начинаю с того, что усаживаюсь на пол и достаю банкноты, оставшиеся от прошлых поездок – тайские баты, непальские рупии и тп. Как референс к теме Родины вспоминаем какие атрибуты есть у суверенного государства – помимо флага, гимна, языка, вспоминаем про деньги. Выкладываю в серединку круга свою коллекцию и прошу найти купюры одной страны. Потом обсуждаем, что обычно рисуют на деньгах, как определить, настоящие ли они, и почему воровать деньги опасней, чем воровать вещи.

Задаю риторический вопрос: Для чего нужны деньги? И предлагаю сыграть в игру «Можно купить» (разработанную для семейных приключений три года назад). Обнаружив, что не все можно купить, задаю вопрос: Откуда у людей берутся деньги? Обсудив, как и где их делают, доходим до темы заработка. На этот раз предлагаю играть в еще одну игру (с тренинга Деньги и духовность). Для нее у меня заготовлена пачка копий сторублевок. Встаем в круг, раздаю каждому по купюре-две и даю задание ходить собирать деньги и относить к себе. При этом защищать и прятать свои запасы нельзя, они должны лежать в доступности других. Раунд протекает весело и буйно (почти как среди взрослых) – кто-то бегал, кто-то наоборот сидел, кто-то жульничал, а кто-то выбрал следить за соблюдением правил и не играть вовсе (и что-то браминское почудилось мне в этом выборе). Садимся обратно в круг, считаем капиталы. Спрашиваю у каждого про его действия и чувства – все охотно делятся (это вам не Осознание за день!). Народ требует продолжения в накопительском азарте – уточняя, зачем нужны деньги, переходим на тему трат и покупок. Меняю правила: теперь надо не собирать, а наоборот, раздавать. Раунд проходит не менее бурно, опять кружок, результаты, свои действия, чувства. Ну а на последнем раунде будем деньги зарабатывать – предлагаю всем начать что-то делать, чтобы заработать деньги. После секундного замешательства начинают открываться тату-салоны, проявляются в продаже ручки и карандаши, печенье и фрукты. Останавливаю игру, подводим результаты, говорим о своих действиях и чувствах. Общая идея назначения денег кажется мне достаточно раскрытой. На дом задаю придумать свой дизайн купюры.

На следующем уроке все хотят продолжения банкета, но моя цель теперь лежит в области товарно-денежных отношений, баланса спроса и предложения и экономических связей. Поэтому предлагаю всем начать зарабатывать. Деньги пока только у меня, я выдаю их только тому, кто знает, что он хочет купить. По традиции образуется тату-салон (очень успешная бизнес-модель прошлого урока), но в этот раз не разрешается торговать ничем готовым. Кто-то дробит камни в кристаллы, кто-то собирает букеты, кто-то что-то покупает, кто-то до сих пор не придумал, что хочет, и ходит вокруг меня, выпрашивая деньги. Экономика работает. Добавляю немного неэластичности: каждый должен пойти вечером поесть, иначе через два хода он умрет. Новость не была воспринята общественностью на ура, но тем не менее, ресторан появился очень быстро и тут же был завален деньгами. Останавливаю игру – обсуждаем произошедшие. Наступает второй день – появились первые банкроты, но и появились первые экономические цепочки ферма-ресторан. Открылись новые рестораны, часть ресторанов укрупнилось в холдинг. И теперь, когда звучит призыв подкрепиться, новички ресторанного бизнеса с удивлением обнаруживают отсутствие клиентов и слабое утешение, что владелец ресторана не умирает от голода. Обсуждаем текущее положение, подаю провокационную идею бороться за клиента или переключаться на другой бизнес – до или после ресторанов в цепи добавленной стоимости. Играем еще раз и переходим к новой идее – Инновации или Творчество как основа успешной бизнес-модели. Делимся на пары и получаем задание придумать товар, которого еще нет. После минутного обсуждения предлагаю зафиксировать идею – кто-то рисует, кто-то что-то собирает, и переходим к презентации. Идеи сыроваты, по ходу презентации помогаю с определением уникального предложения, целевой аудитории и возможностей использования. Говорящий кролик таким макаром превращается в кролика-переводчика со всех языков, а парк-ужасов (на практике услуга путешествия в тело человека) находит у себя сверх-инновацию в виде изменения размера клиента. Предлагается много всякого транспорта (чувствуется влияние прошлых тем) – от вертолетов до машин времени в виде часов. Чуть заостряю внимание на конкурентноспособности предложений и советую поработать над предложением. Авторы машины по изготовлению алмазов, осознают, что не понимают продают ли они машину или алмазы, а поставщики фруктовых бомб не желают разделять логистику и производство. Настает момент Т – всем предлагается назначить цены и купить понравившиеся изобретения. Обсуждаем цели покупок – являются ли они тратами или вложениями, почему купили у одних и не купили у других (как и на Евровидении, мотивы в большинстве случаев политические, а не рациональные), смотрим откуда взяли деньги на покупку. В результате приходим к финальному выводу – Покупая что-то, мы поддерживаем это, даем возможность этому продолжаться. И как обратное – игнорируя что-то мы прекращаем это.

В старшем классе все было не так весело и даже скорей натужно. Тема денег здесь быстро превращается в потребности людей, а там и рукой подать до государственного бюджета и налогов. Без большого азарта обсуждаем, что кому принадлежит, кто как зарабатывает, какие бывают налоги и как обстояло дело в Древней Греции. Тема семейного бюджета уходит на дом. Продолжаем классификацией отраслей народного хозяйства (в ответ на мои вопросы про происхождение той или иной вещи или услуги). Потом расстилаем на полу карту, и я прошу разместить на ней швейную фабрику, автозавод и ферму. После этого обсуждаем принципы близости к клиенту или к сырью, обсуждаем стоимость труда в разных странах и особенности каждой отрасли. И только игра в “Маракеш” несколько бодрит участников. Вздыхаю и делаю пометку о теме некоммерческих отраслей и последующем переходе к правилам хорошего тона и культурной толерантности.

Еще интересные статьи: