В программе Перелетной школы основным, центральным элементов является переживание и «присвоение» определенной культуры. Для каждой недели мы выбираем одну большую и значимую в символическом плане тему, которую развиваем и проживаем в разных аспектах: деятельностью, отношениями, знаниями.

Мы очень рады, что программа не является чем-то ортодоксальным, канонизированным и застывшим, что каждый учитель старается прочесть и выразить свое понимание темы, увидеть ее под личным углом, услышать ответ детей и вместе с ними «сыграть» ее. Это очень требовательный и в тоже время очень вдохновляющий подход. Ну и конечно, не обходится без обыкновенных чудес, к которым мы все никак не можем привыкнуть. Например, еженедельно мы планируем следующую неделю, создавая мозговым штурмом примерный план. Тот, кто пробовал заниматься подобной креативной деятельностью на регулярной основе знает, как это не просто. Но у нас каждый раз случается маленькое чудо – сама тема культуры дает нам идеи, позволяет по-новому взглянуть на привычные темы и занятия, придумать новые подходы, игры, мастерские, задачи и проекты.
Другое чудо происходит каждый раз уже в процессе недели. Случается, что тема оживает и начинает двигаться в своем направлении, раскрываясь с совершенной неожиданной и удивительной стороны. Так, например, случилось на этой неделе – неделе Боевых искусств.

Тема Ушу похожа на тему Йоги своей необъятностью и глубиной. Если честно, нам было даже немножко страшно и непонятно, как браться за нее – слишком уж очевиден был риск свалиться в образ «баскетболистов-теоретиков». Мы хотели изучать шаолинские притчи, немного поговорить про тренировки и классификацию оружия. Но с каждым днем, все более явно на передний план выходил образ Мастера, Учителя и все были заворожены им.

Учитель – это не тот, кто лучше всех учит, а тот, кто лучше всех учится

Мы поняли, что основа не в «сопернике», «поединке», «победе» или «поражении», «преодолении» и «умениях». Все это следствия, результаты более глубокой темы Обучения, быть Учителем для кого-то и учиться чему-то у кого-то. Поэтому на этой неделе каждый мог выбрать тему, которой он готов учиться и тему, которой он может научить. Роль взрослого же сводилась к помощи в поиске темы и контроле «всеобщей гармонии». Не важно, что Тая сама не уверенно решает уравнения, для Абая ее объяснения, возможно, будут более понятны, потому что он сам решил, что он будет учиться у нее и выбрал ее в качестве Учителя. Тая же, как это доказано уже много веков на личном опыте, пока объясняет, сама лучше поймет и освоит тему. Эрик и Вова решили, что хотят одолеть таблицу умножения и Арсений вызвался им помочь в этом. Заняло это не больше 15 минут, но зато Арсений вернулся к своим занятиям с совершенно новым отношением – ведь он побывал на «другой» стороне.

В начале недели мы устроили семейный просмотр кино в гостеприимном и уютном Freeflow. Смотрели «Боевые искусства Шаолиня», тот самый, из Клуба путешественников. Для многих он впервые открыл боевые искусства и дал импульс движению восточных единоборств на всем советском пространстве. Вы наверное помните это удивление от «точек на лысой голове», загадочных бубенчиков и невероятное мастерство поединка. У нас же каким-то чудесным и даже мистическим образом мастерская сценического боя, начавшаяся в начале недели тоже выросла из замысла танца с бубенчиками. Но мы пошли дальше и решили сделать целый мини-фильм – со своим сюжетом, героями и финалом. Следите за нашим каналом – не пропустите премьеру!

На математике мы решали задачи, потому что именно в задаче, как и в поединке складываются в единое целое и проявляются все тренировки и отработка приемов. Здесь приемы сложения и умножения находят свое применение и здесь старание и лень во время тренировок становятся очевидными.
На русском языке мы изучали приставки и предлоги, учились отделять и различать их от предлогов, а также повторяли тему предложений: подлежащего и сказуемого, простых и сложных предложений, распространенных и не очень.
На окружающем мире обсуждали профессии. Незаметно (но вполне в духе темы недели) мы перешли к обсуждению рынка труда, уровню зарплат и уровню мастерства. Было удивительно рассуждать о том, что Великий и Всемогущий Президент имеет зарплату меньше летчика, а летчик зарабатывает меньше киноактера. Рисовали спрос и предложение, обсуждали квалификацию и роль образования, а домой ушли с вопросами «кем хотели стать родители в своем детстве, и что было бы, если бы они ими стали».

На осознании обсуждали свое кунфу – то, что каждый умеет делать лучше всего, и в чем хочет совершенствоваться.

На этой неделе была последняя мастерская по каллиграфии и китайкой живописи, которые проводила Варвара. Это были волшебные занятия, которые зачаровывали и детей и взрослых. Звучала китайская музыка, скользили кисти по листам бумаги и под нежный голос Учителя рождались шедевры. Буквально вся школа «помешалась» на иероглифах – дети читают их на упаковках Made in China, родители вешают картины на стены, знаки «император», «огонь», «земля», «дракон», «любовь» выжигаются на дощечках, рисуются в тетрадях и на доске. Все стены, деревья и пальмы увешаны картинами бамбука, винограда, воробьев, карпов и орхидей. Мы хотим поблагодарить Варвару за эти замечательные мастерские и пожелать дальнейших встреч в следующем сезоне.

На следующей неделе мы будем обсуждать Кулинарию и китайскую кухню, учиться есть палочками, изучать свойства специй и готовить соусы.

Еще интересные статьи: