Слет племен на праздник новых ростков состоялся! Это событие было важным этапам для Перелетной школы, к которому мы готовились, и которое мы проживали вместе. Поэтому немного подробней про этот день.

Утро началось как обычно с урока культуры. Всю неделю мы изучали и погружались в темы племен, тотемов и амулетов, ритуалов и табу. По традиции, день начинаем с круга общего ритма – каждый создает свой ритм, а остальные повторяют его. Затем я рассказываю всем сказку. Все это любят и следят, как завороженные за приключениями Ананси – там же в сказке появляется тема табу и его нарушение. Возвращаемся в класс и обсуждаем, что такое табу, как оно связано с ценностями и верованиями человека, естественно переходим на пирамиду Маслоу. Рисуем ее, я комментирую нижние уровни – верхние же уходят в семейные проекты. После этого переходим к практике – я рассказываю собственную историю, в которой табу превращается из внешнего запрета во внутреннее решение и границу (речь шла о том, что я ни разу не курил). Раздаю всем ленточки, мы пишем свои табу и в полной тишине идем в запретное место, к одинокому дереву, где повязываем наши табу-решения на ветки. Возвращаемся все в торжественном настроении и планируем предстоящий день. Я предлагаю два варианта урока окружающего мира – прогулка или ролевые игры. Голосованием выбираем прогулку. Обсуждаем предстоящий праздник, смотрим молодые ростки, которые взошли на огороде (и собственно по поводу которых слет и собирается) и в предвкушении насыщенного дня готовимся к уроку окружающего миру.

На прогулку (гордо именуемой в народе походом) идем в соседние джунгли. С утра я там видел павлина, но сейчас день и павлины похоже попрятались. У каждого класса есть своя задача прогулки – кто-то ищет кусты, кто-то экосистемы, кто-то строит классификацию листьев, но все вместе мы переживаем чувство общности, как группы людей – племени, связи с природой и взаимосвязей внутри природы. Мы рассматриваем травы, рассуждаем о том, как одни растения помогают другим (например быть не съеденными коровами или не выгореть на солнце). Становится жарко, все устали – поэтому поворачиваем назад. Идем другой дорогой и как водится, нас ждет заключительный сюрприз – мы находим удивительный цветок, просто идеальный символ всей темы нашей недели. Это событие так нас всех поражает, что по возвращению в класс, мы рисуем этот цветок.

После завтрака и практики (на которой работали по индивидуальным программам, в рабочих тетрадях и прописях), начинается английский. Начинающие и продолжающие первую часть урока занимаются в своих классах, а затем собираются вместе на генеральную репетицию – на слете мы показываем мини-спектакль на английском языке.

Приходит Виктор, наш бессменный консультант по Африке, носитель культуры и просто любимец детей. Все вместе еще раз репетируем – танец, песни, обсуждаем игры. Незаметно подкрадывается время начала слета.

Ровно в 16 часов начинается дождь.

Мощный и в тоже время короткий – он обрушивается на нас, на школу, на хрупкие ростки, давая всем силу и вселяя надежду. В нашей семье дождь считается счастливым знаком еще со времен нашей свадьбы на Байкале (рассказываю историю всем, кто не успел спрятаться от дождя).

Приходят гости – мы все наносим узоры на тело белой и коричневой глиной, делаем наряд из пальмовых листьев. Вспыхивает сигнальный костер, подавая сигнал сбора  и начала праздника. Вся школа приветствует гостей песней: Джамбо джамбо уана … Карибо, о карибо, акуна матата. Потом мы показываем танец и историю – про то, как старейшина просил сломать одну ветку, а потом сложить все ветки вместе и сломать еще раз. Для школьников это история конечно же означает гораздо больше, чем просто пьеса, хотя и на английском языке. Для тех кто целую неделю задумывался о тотемах, изучал племена, их ритуалы, сочинял сказки и создавал личные амулеты, история про общность людей, про связи внутри племени проживается глубоко и очень лично. И это на наш взгляд, не менее важно, чем ровный почерк или вычитание в столбик.

Праздник заканчивается играми, танцами, соревнованиями по ношению калабасы на голове и угощением с костра – запекли ямс, кукурузы, картошку.

Тема тотема, как ценностей, внутренних безусловных установок, на следующей неделе плавно перейдет в свою антитезу – маленький трикстер Ананси внешне свободен от внешних навязанных верований, его поступки это что-то за гранью добра и зла, кажется, он руководствуется только личными желаниями. Но именно так, еще через неделю, мы придём к басням про животных – историй с моралью, внутренней этикой и последствиями своих поступков. А пока будем шутить, хитрить, узнавать про раскрытие скобок, правописание предлогов (а кому, как не пауку лучше понимать относительность верха и низа), падежи, оценки и пересечение множеств.

Еще интересные статьи: