Путешествуя от культуры майя к древнеславянской культуре мы решили сделать остановку в культуре североамериканских индейцев.

русская школа в Гоа

Планируя эту программу, мы всеми силами старались не провалиться в болото стереотипов и клише, которые делают тему «индейцев» плоской, пластмассовой и не настоящей (достаточно посмотреть на многочисленные «праздники» посвященные этой теме). Как и всегда, нашей целью была не «анимация», а нахождение богатых образов в культуре, с которыми мы могли бы взаимодействовать, которые могли бы проживать, раскрывая тайны внешнего и внутреннего мира. Поэтому мы выбрали идеи Войны и Мира (да простит нас граф за невольный плагиат).

На первой неделе мы начали с Гаяваты: потому что проживание войны – это больше, чем победа или поражение, чем горе и ужас, чем враги и союзники. Это большой символ преодоления, намеренного движения в сторону страха и испытаний, выход за пределы своих возможностей и привычных обстоятельств. Мы ставили спектакли и слушали древние легенды, делали луки и амулеты, сочиняли индейскую песню и учились рассказывать белые стихи (потому что Гаявата использует ритмическую основу другого древнего эпоса – Калевала). Научились решать неравенства и задачи, гуляли по джунглям и изучали местную флору (разумеется, не названия, а их «удивительности»).

Урок Тишины

Не нужно много слов, чтобы сказать правду

Как вам идея провести занятие, на котором нельзя говорить? На таком уроке не человек, а сама Тишина будет учителем… Сначала мы учились образному языку индейских жестов и знаков, а затем, как это всегда в Перелетной школе происходит, полученным знаниям нашлось практическое применение – в полной тишине мы искали кусочки индейской мудрости. Потом из найденных частей нужно было собрать отдельные предложения (как мы учились на уроках русского языка). В конце нужно было найти среди получившихся «мудростей» — новую, которую еще не записывали в свой «индейский дневник».

IMG_4298

Самым важным нам кажется в этом приключении даже не практика контроля речи в независимости от внешних обстоятельств и своих эмоций (что ценно в любом возрасте), а тот опыт общения без слов, который потом мы будем развивать по пятницам на занятиях речью, учась выражать свои мысли не только при помощи слов и интонации, но и всем телом, создавая пространство вокруг себя, которое помогает объяснять идеи и убеждать своих слушателей.

Следующую неделю мы изучали орнаменты, учились наносить знаки на тело – рисовали и разукрашивали себя. Это хороший шанс узнать на собственном опыте о тех знаках, которые мы подаем другим людям своим внешним видом: одеждой, украшениями, движениями, и научится самим осознано «читать» эти знаки. Мы опять много гуляли, изучали диких и домашних животных и растения, играли в животных и цвета на английском, развивали чувства и строили «зеленый» типпи и проводили совет племени, где обсуждали, чему научились и сделали важного за день.

путешествие гоа дети

Закончился лагерь настоящим детским самостоятельным походом. Дети сами определяли, что с собой взять и как подготовится, кто будет их вести и что они будут делать, когда придут к цели. Из взрослых был лишь один сопровождающий, который не вмешивался и не влиял на происходящее. Как и положено, не обошлось без потерянных тропинок и колючих зарослей, всеобщего восторга свободы (мы вышли к вершине мандремского холма, с которого открывается захватывающий вид на океан) и понимания ответственности перед своими друзьями. Дети собрали дрова, разожгли костер, обустроили лагерь (ведь не зря мы две недели погружались в индейскую культуру), пожарили кукурузу, картошку, батат. Удивительным и приятным заключением лагеря были слова детей на обратном пути (разумеется без всяких фонариков, только при свете луны и звезд) том, как им нравится ходить в походы, как им интересно и как они благодарны своим родителям, что они учатся в Перелетной школе.

Еще интересные статьи: