Завершилась эпоха майя в Перелетной школе. Это было не простое и в тоже время захватывающее путешествие. Не простое потому, что культура майя находится бесконечно далеко от привычных современному человеку систем и смыслов, не простое потому, что это формально культура каменного века, но опередившая во многом остальной мир, создавшая великолепные города и сделавшая глубокие научные открытия. Соприкосновение с поначалу чуждыми образами и символами пробуждало что-то древнее и величественное в нас самих. Ощущение звездного неба над головой, глобальных мировых законов, понимание человека как чего-то большего, чем просто его тело и его жизнь – все это случилось с нами, было прожито и выражено в нашем творчестве. Мы исследовали сновидения и путешествовали к Мировому дереву, расшифровывали древние кодексы и создавали легенды про созвездия, экспериментировали со временем и создавали города.

Дети Гоа

Заключительная неделя эпохи была посвящена Концу. Концу света, концу эпохи, концу года. Мы говорили про Всемирный потоп и Пять солнц, обсуждали пророчества Апокалипсиса и личный опыт «конца света» 2000 года. Используя наши знания календаря майя и понимание времени, мы разгадывали символы конца света 2012 года и слушали про конец цивилизации мезоамерики, стараясь усвоить урок последнего императора астеков и самосбывающихся пророчеств. Завершали кодексы и все дела, которые были начаты во время эпохи и требовали внимания к себе. Для этого пришлось даже завести специальную доску, на которой мы каждый день вычеркивали одно дело (если понимали, что уже не успеем) или ставили галочку (если завершали что-то). А еще читали тексты майя по книгам Кнорозова, решали задачи, занимались чистописанием и музыкой.

Кодексы майя в школе

И наступил последний день.
День, когда мы встретили Великого Жреца май и узнали о конце времени.
День, когда должно было исполниться древнее пророчество о Ключах времени.

И пошли они сквозь темные тоннели и крутые лестницы, мимо Сладкого Озера и Бесконечного моря, карабкаясь по отвесным стенам и спускаясь с горных круч. Каждый был избран Богами и каждый принес свою жертву. Избранный в свой момент узнавал свое пророчество и давал свой ответ, а Жрец передавал его Богам и слушал их решение. Каждый вопрос был сложен и требовал знаний из кодексов майя и помощи друзей. И только исполнив пророчество и съев священное зерно какао они могли продолжать свой поход к краю Мира, где кончается Время.

Случился и тяжелый момент, практически катастрофа. Когда был нарушен запрет Богов и люди пытались обогнать время. И пришлось нам повернуть назад, вернуться к черным выжженным горам, и опять проходить обряд очищения, нависая всем телом над обрывом, заглядывая в бездну Вечности и доверяя свою маленькую жизнь своей Судьбе и Богам.

И пришли люди к краю Мира, там где север, где светят семь звезд и откуда пришли первопредки и услышали они бой барабана и увидели они нефритового жреца, который играл песнь конца времени, сидя в глубине пещеры.

IMG_4181И должно было пророчество исполнится – покрыли мы наши тела магическими символами и начали танцевать Танец Времени, соединяясь веревкой, потому что веревка это символ общего, как Млечный путь, великий Пернатый Змей объединяет миры, так и великие рода соединяются в волшебном танце. И соединив себя веревкой (да благоволит к нам богиня ИшЧель !) пошли мы как одно целое внутрь пещеры, как делали самые первые майя, как идут все, кто отправляется в Шибальбу.
И в конце этого пути, смогли мы принести последнею жертву и исполнятся все наши желания и все Боги были к нам благосклонны. Но не закончился наш путь, так как не было исполнено пророчество Ключей Времени, и должно было Время кончится и исчезнуть, только если мы не исполним пророчество. И пришлось нам делать опасный выбор: должны были мы найти и войти только в ту пещеру, где застыли Ключи Времени, а тот кто ошибется, тот останется в безвременье. Много пещер на берегу, большие и малые, глубокие и темные, узкие и просторные, и только тот кто синхронизировался со Временем смог бы почувствовать пульс Ключей Времени.

И сказал жрец, чтобы заходили мы в пещеру по одному и старались увидеть свой Ключ Времени. А потом брали и выносили его из пещеры, но никто не должен видеть что это, потому что Время — это слишком большая для человека стихия.
И взяли они каждый свой Ключ Времени и поставили они их на Алтарь и запустили время вновь. И стали они Хранителями времени с этого момента.

детский квест Арамболь Мандрем

Потом пожарили кукурузу и картошку, и пошли на автобус. Шли долго, ждали долго – но долго это так хорошо, это так много времени, что был нам этот путь приятен и было это ожидание в радость.

За время эпохи майя мы легко и интересно изучили деление «уголком» и умножение в «столбик», падежи существительных (3 класс), операции с дробями и склонения существительных и прилагательных (4 кл), операции со скобками и с числами в пределах 100, части речи и однокоренные слова (2 класс), учились писать слитно и решать задачи (1 класс), а также созвездия и астрономические единицы, правила выживания и устройство коммунальных сетей, выпускали (и продавали!) школьную газету, ставили спектакль и замешивали бетон, пели песни на английском языке и учились говорить о своих чувствах и ценностях.

Пулук игра Гоа

Майя это конечно много энергии и силы. Это ощущение связи Человека и Неба, чувство связи сквозь Пространство и Время. И этот тот образ, который не возможно создать просмотром мультиков или вложить авторитетным словом. Это то, что можно только прожить и вырастить в себе, научить себя этому и осознать через общение с другими людьми. Это сложный, но драгоценный опыт, который будет питать нас всю жизнь, давать импульс и показывать новые горизонты.

Еще интересные статьи: