На этой неделе завершилась эпоха культуры Африки. Удалось ли нам за эти два месяца открыть Африку, познать ее дух и проникнуть в ее тайны?

Еще при подготовке программы эпохи Африки было понятно, что и для взрослых, и для детей встреча с этой культурой, погружение в традиции, обычаи, ее искусство и символы будет не простым. Для всей европейской цивилизации встреча с Африкой была сложна, полна противоречий и конфликтов. Непохожесть африканской культуры с ее свободой и непосредственным восприятием, ощущением общности и родства с окружающим миром удивляла и вызывало неосознанное беспокойство. Мы в нашей программе всегда стараемся идти дальше и глубже поверхностных удивлений от «заморских чудес», нам важно создать множество импульсов и смыслов, разнородный и многообразный холст, на котором каждый участник может найти то, что будет резонировать именно с ним самим, открывать новые глубины и горизонты, создавать мечты и приобщаться к вечным ценностям.

Перелетная школа - мастерская танца

Эпоха Африки

Началась эпоха Африки с мифов о сотворении мира, человека, огня, воды и появления смерти. Это тонкие материи, но нам хотелось задать необходимую глубину, без которой погружение в культуру будет лишь симуляцией путешествия. Далее тема развивалась в направлении легендарных героев, что делало мифы и сказки более реальными и в то же время создавало «мостики» в новую картину мира. Третья неделя посвящалась сакральным символам – тотемам, амулетам, шаманам и табу и заканчивалась грандиозным слетом племен на праздник новых ростков. Четвертую и пятую недели мы посвятили этике – вместе с Ананси прошли внеэтический период и погрузились в проблему морального выбора на примерах басен про животных. Дальнейшее наше движение шло в социальном направлении – мы изучали маски и скульптуру, африканскую музыку и танцы, одежду и украшения, ведь именно в искусстве встречаются и соединяются символическое и аналитическое, общее и частное, осознанное и бессознательное.

Финалом эпохи Африки стала сюжетно-ролевая игра «Охотники за знаниями».

Племя охотников за знаниями

В последний день года отважное племя отправляется в далекий поход. Дорогу им показывает Шаман. В пути через джунгли и горы им встречаются грозные духи. Чтобы пройти весь путь, нужны амулеты и ритуалы. Шаман защищает племя, он способен спрятать под магическим покрывалом того охотника, которого может заметить дух (обычно это тот, кто идет первым). Остальные охотники в это время разгадывают загадку духа, тем самым успокаивают его и умиротворяют. В дороге их ждут испытания и трудности – джунгли, горы, палящее солнце, жажда и голод. Им предстоит пройти до самого края земли, где море встречается с небом и землей, а потом достичь Дерева Жизни, после которого начинается Долина Предков, в центре которого которой находится великое Древо Смерти. В центре этого дерева находятся священные Дары – оружие охотника за знаниями. Достать его возможно, получив силы в кругу желаний, в котором каждый член племени поддерживает охотника, желает ему удачи, дает совет и просто говорит добрые слова.

Солнце поднималось в зенит, а шаман все не приходил. Мы уже испробовали все способы – и пели приветственную песню, и били в барабаны, и танцевали ритуальные танцы. Но вдруг, кто-то из охотников заметил одинокую фигуру Шамана, стоящую на возвышенности. Шаман спросил: «Кто менял звал? Что вам нужно?». Мы рассказали, что мы хотим идти в поход, на что Шаман сел на землю и принялся гадать. Но волшебные орехи не предвещали ничего доброго, Шаман хмурился и отговаривал нас от похода. Наконец, орехи дали подсказку – Шаман показал нам танец «Вместе мы – сила», и мы отправились в путь, не медля ни секунды. Тропинка вскоре завела нас в джунгли, подъем становился все круче, а колючки злее. Ясно было, что духи потревожены нашим вторжением. Вот Шаман заметил первого духа – духа Джунглей. Накрыв покрывалом первого охотника, он шепотом сказал охотникам искать Знак. Это оказался чудесный свиток, в котором было написано, как умиротворить духа – на этот раз нужно рассказать сказку про Ананси. Благо, что в нашем племени многие охотник храбры и смелы, но искусный рассказчик нашелся только один. Он-то и рассказал историю. Шаман долго вслушивался в лес и, наконец, сдернул покрывало и дал волшебный амулет первому охотнику. Потом мы встречали еще много духов – духа Травы, хозяина Горы, стража Ворот, сердце Земли. Каждый раз мы рисковали нашим товарищем, но другого пути не было. Терпеливо и мужественно мы разгадывали загадки, решали задачи, вспоминали все, что мы узнали на занятиях в Перелетной школе, помогая друг другу и поддерживая. И тут и девочки, и мальчики, и младшие, и старшие могли проявить себя. Был драматичный момент, когда мы все могли превратиться в камни, потому что не могли решить задачу про коров и пастбища. И одна девочка принялась решать задачу, складывая на пальцах. Ее упорство дало сил всем остальным – и мы сумели пройти и это препятствие.

Вот показалась стена долины Предков. Силы наши были почти на исходе, солнце палило, нас мучили жажда и голод. Наконец-то мы дошли до Древа Жизни, здесь мы смогли восстановить наши силы и приготовиться к переходу через безжизненную и недружелюбную долину Предков к дереву Мертвых. Даже самые отважные из нас хмурились и с опаской поглядывали на каменные стены, пересекающие долину во всех направлениях. Наконец, мы в полном молчании пошли – в пути ни одного слова не должно быть произнесено. Не всем охотникам удалось преодолеть это испытание. Видели мы кровь и проливали молоко, чтобы задобрить духов предков. Наконец, мы пришли к дереву Мертвых. Огромное, оно раскинуло свои ветви от края до края неба. Ни одному охотнику, какой бы он сильный и храбрый не был, не дано зайти в его Центр. Только с поддержкой всего племени, всех охотников, возможно это. В ритуальном кругу мы желали удачи тому, кто отправлялся к древу, говорили ему пожелания, как мы верим в него, и желаем ему добра и сил. Каждый зашел в Центр дерева Смерти и каждый нашел свой Дар. Радости нашей не было пределов!
Но еще обратный путь предстоял нам. И тут духи Дороги (которым мы, к нашему сожалению, не смогли назвать все классы живых существ) стали чинить нам препятствия – потеряли мы дорогу и шли почти наугад. И казалось нам, что дойдем мы до самого края земли. Но упорные мы были, и нашей цели не теряли, и дошли до выхода к нашей родной деревне. А в деревне ждали нас любимые родители, праздник и угощение.

Перелетная школа - поход

Во время эпохи мы совершили 4 похода по индийским джунглям и горам – потому что каждый шаг этих путешествий давал больше опыта и знаний, чем целый популярный фильм британского телеканала. Потому что наедине с природой, вдали от дорог, стен и заборов слышен внутренний голос и ощущается то общее, что связывает человека с другими людьми и миром вокруг.
Правда совсем без кино не обошлось. Мы целенаправленно откладываем как можно дольше встречу со зрительными образами культуры, потому что нам важно чтобы у ребенка появилось свое собственное чувство, представление этих образов. Обычно мы делаем два-три просмотра за эпоху. Для африканской мы выбрали Кроль-лев, прежде всего за его мифологический подтекст (ну и культурный код конечно тоже). Также обязательной темой является путешествие и путешественники. Во время эпохи Древней Греции – смотрели Одиссея, во время Индии – Афанасия Никитина, во время Египта – Генриха Шлимана. Во время Африки, конечно, очень хотелось посмотреть про Лео Фробениуса, но про него почему-то ничего не снято. Поэтому мы смотрели Out of Africa и были впечатлены и видами и тонкими штрихами на тему жизни в Африке.

Спектакль

Для Перелетной школы одним из важнейших аспектов является социальная роль, которую школа играет, объединяя детей и взрослых в одном пространстве обучения и роста. Поэтому новогодний спектакль, который поставили «перелетные» родители и дети на сцене легендарного Ash для нас очень важное событие. Многие номера родились на уроках культуры, африканские костюмы и музыкальные инструменты изготавливались на мастерских. Темой спектакля мы выбрали мудрую сказку «Самое главное» из Западной Африки. Перед началом все конечно волновались, все-таки настоящая сцена и настоящие зрители! И даже не понятно, кто волновался больше – дети или родители. Но все прошло очень хорошо. И для нас очень важно, что в спектакле все роли исполняли родители и дети, что это была цельная история, которую мы прожили все вместе, получив тот самый драгоценный совместный опыт участия и творения (в противовес потреблению и наблюдению со стороны, который чаще всего доступен в современном мире). В этом смысле, этот спектакль – самое важное событие всей африканской эпохи.

Дух Африки

И не так уж важно, отличаем ли мы фото пигмеев от фото бушменов, запомнили ли сюжет сказки или слова песни. Дух Африки вовсе не в этом.

Глядя на Африку, каждый из нас может увидеть — хотя бы частично — свое собственное отражение, и это вызовет у нас определенную зависть, ибо в африканских традиционных обществах люди ведут себя друг с другом как люди, а не как винтики безличной общественной машины. Они достигают социальной безопасности не с помощью махинаций с деньгами, а благодаря созданной ими целой системе эффективных, взаимно полезных человеческих отношений. В таком обществе экономическое благосостояние в какой-то мере теряет свое значение, а в результате человек становится еще богаче. Тернбул «Человек в Африке»

Путь к духу Африки, пролегая через ритмы и пластичные формы, танцы и сказки, контакты с природой и ритуалы, необратимо приводит нас к ощущению свободы Вселенной, к желанию выразить себя, и тем самым понять и окружающий мир и самого себя. Мы очень рады, что многие дети начали петь – смело и открыто, что плоские рисунки стали приобретать фактуры и объем, что ощущение ритма и движения плотно вошли в нашу жизнь и стали частью нас самих. Мы видим, как африканские символы будоражат воображение и создают оси, вокруг которых образуются знания и умения, благодаря которым обязательная школьная программа приобретает смысл и личный интерес. И нам кажется это очень важным.

P.S. Фотографии сезона Зима 2015-2016 — Перелетная школа и Зернышко

Еще интересные статьи: